Главная День Год Составить Пасхалия Месяцеслов Поиск Настройки Справка In english
Православный календарь -» Календарь на один день

Сегодня Завтра Предыдущий день Следующий день

Пятница, 6 Апреля 2007 года (24 Марта 2007 по ст.ст.)
Великая Пятница, воспоминание Страстей Господних


Великий пост. [.:] Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии монаха, иже в Латре. Свт. Артемона (Артемия) , еп. Селивкии Писидийской, также именуемого Селунским (I-II). Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мчч. Стефана и Петра Казанских (1552). Прп. Иакова исп. (VIII-IX). Свщмч. Парфентия, патр. Константинопольского. Иконы Божией Матери, именуемой "Тучная Гора". Св. Саввы Нового из Колимноса (Греч.). 8 мчч. в Кесарии Палестинской (Греч.). Прп. Мартина из Фив, монаха (Греч.).

Пожалуйста, поддержите наш проект!


На 6-м часе: Ис., ХХVI, 21 - XXVII, 9. На веч.: Быт., IX, 18 - X, 1. Притч., ХІІ, 23 - ХІІІ, 9.

Тропари и кондаки дня:   [показать]

Богослужебные указания:   [скрыть]

Великий Пяток. Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.
Прп. Захарии, постника, в Дальних пещерах почивающего. Мчч. Стефана и Петра Казанских.
Примечание. Служба предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы переносится на повечерие в среду вечера 6-й седмицы Великого поста, поскольку на Страстной и Светлой седмице предпразднства и отдания Благовещения не бывает (см. примечание 16 марта).
Утреня с последованием Страстей Господа нашего Иисуса Христа совершается обычно в Великий Четверток вечером. По Уставу, она должна начинаться во 2-м часу ночи, т. е., по нашему счету, в 8-м часу вечера.
Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш...». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов — обычное каждение).
Шестопсалмие. Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й, и тропарь, глас тот же: «Егда славнии ученицы́...». «Слава» — тот же, «И ныне» — тот же.
Церковный Устав указывает читать Евангелия святых Страстей в алтаре (причем Евангелие остается на престоле), но уже твердо установился обычай читать их на середине храма. В начале пения тропаря отверзаются царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на середину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия. Далее, во время продолжающегося пения тропаря, предстоятель совершает полное каждение всего храма. По окончании тропаря и каждения — малая ектения, возглас: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство...». Посем: «И о сподобитися нам...», «Премудрость, про́сти...», «Мир всем» и прочее по обычаю.
Перед чтением каждого Евангелия ударяют в большой колокол в соответствии со счетом чтений (1 раз — перед первым, 2 раза — перед вторым и т. д.). По окончании 12-го Евангелия — краткий трезвон.
Перед чтением Евангелия, по традиции, певцы поют: «Слава Страсте́м Твоим, Господи» (хотя Типикон не дает такого указания).
По прочтении Евангелия певцы: «Слава долготерпению Твоему, Господи» (этот припев указывается Типиконом).
После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события. Если будет затруднительно все их пропеть, то необходимо прочитать, причем каждый тропарь этих антифонов поется или читается по дважды; особенность такого исполнения специально оговорена Уставом (см. Типикон, гл. 49-я, «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа», «Во Святый и Великий Пяток утра»).
После 3-го, 6-го, 9-го, 12-го и 15-го антифонов следуют малые ектении, затем поются седальны, во время которых, по установившейся традиции, совершаются малые каждения (начиная с Евангелия, лежащего на аналое). Типикон же предписывает диакону или иерею кадить только святую трапе́зу, т. е. престол, но так бывает лишь в тех случаях, когда Евангелие читается не на середине храма, как ныне, а в алтаре. После того, как седален будет пропет, поется: «Слава», и конец седальна, затем: «И ныне», и весь седален вторично1.
1-е Евангелие — Ин., зач. 46. Антифоны 1-й, 2-й, 3-й. Возглас по ектении: «Яко подобает Тебе...». Седален, глас 7-й: «На ве́чери ученики питая...».
2-е Евангелие — Ин., зач. 58. Антифоны 4-й, 5-й, 6-й. Возглас: «Яко благослови́ся и прославися всечестно́е и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа...». Седален, глас 7-й: «Кий Тя образ...».
3-е Евангелие — Мф., зач. 109. Антифоны 7-й, 8-й, 9-й. Возглас: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем...». Седален, глас 8-й: «О, како Иуда...».
4-е Евангелие — Ин., зач. 59. Антифоны 10-й, 11-й, 12-й. Возглас: «Бу́ди держава Царствия Твоего...». Седален, глас 8-й: «Егда предстал еси...».
5-е Евангелие — Мф., зач. 111. Антифоны 13-й, 14-й, 15-й. Возглас: «Яко благослови́ся всесвятое имя Твое и прославися Царство Твое...». Седален, глас 4-й: «Искупил ны еси...».
6-е Евангелие — Мк., зач. 67.
По 6-м Евангелии — поются блаженны Триоди (с тропарями)2. На блаженнах — малое каждение. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя...». «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4-й: «Раздели́ша ризы Моя себе и о одежди Моей мета́ша жребий»; стих: «Боже, Боже Мой, вонми́ Ми! Вску́ю оставил Мя еси?»
7-е Евангелие — Мф., зач. 113.
Псалом 50-й3.
8-е Евангелие — Лк., зач. 111.
Трипеснец, глас 6-й, ирмосы по дважды, тропари на 12, с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Катавасия — тот же ирмос.
По 5-й песни — ектения малая. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...». Кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ради Распятаго...», и икос, глас тот же: «Своего Агнца...».
«Честнейшую» не поем. На 9-й песни — каждение (начинается, как обычно, в алтаре в конце 8-й песни канона и заканчивается у престола).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения4. Возглас: «Яко Тя хвалят...». Ексапостиларий: «Разбойника благоразумнаго...», «Слава» — тот же, «И ныне» — тот же.
9-е Евангелие — Ин., зач. 61.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Совлеко́ша с Мене ризы Моя...», «И ныне» — Триоди, глас тот же: «Плещи́ Моя дах на раны...».
10-е Евангелие — Мк., зач. 69.
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю...», возглас: «Яко Бог милости...», и обычная молитва главопреклонения (с возгласом: «Твое бо есть...»)5.
11-е Евангелие — Ин., зач. 62.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й (с их припевами). «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Господи, восходя́щу Ти на Крест...», «И ныне» — Триоди, глас 6-й: «Уже́ омакается трость...».
Примечание. Во время пения стихир совершается полное каждение всего храма, как и в начале (см. Типикон, гл. 49-я, «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа», «Во Святый и Великий Пяток утра»).
12-е Евангелие — Мф., зач. 114.
Иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата затворяются.
Чтец: «Благо есть» (единожды). Трисвятое по «Отче наш». Певцы: тропарь, глас 4-й: «Искупил ны еси от клятвы законныя...». Ектения: «Помилуй нас, Боже...». Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Певцы: «Аминь». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Аминь», «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже оплева́ния, и бие́ния, и зауше́ния, и Крест, и смерть претерпе́вый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (святые храма и дня не поминаются). Поются многолетны.
1-й час к утрене не присоединяется, так как входит в службу часов Великого Пятка.
В Великий Пяток царские часы (см. в Постной Триоди на ряду) совершаются по тому же чину, что и в на́вечерия Рождества Христова и Богоявления.
Примечание. По Уставу, царские часы начинаются «при часе́ 2-м дне», т. е. по-нашему — около 8-ми часов утра (см. Типикон, гл. 49-я, «Последование часов святаго Великаго Пятка»).
На царских часах полагаются особые псалмы, паримии, Апостолы и Евангелия. На всех часах конечный возглас иерея — «Боже, уще́дри ны...».
Примечание. О цвете облачения на часах см. примечание на вечерне.
Окончание изобразительных: на «И ныне» — Символ веры. «Ослаби, остави...». «Отче наш...». Возглас: «Яко Твое есть Царство...». «Аминь». Кондак: «Нас ради Распятаго...», «Господи, помилуй» (40), «Всесвятая Троице...», «Буди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю Го́спода...». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси́ нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения страшныя Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение Плотию изво́ливый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Поются многолетны.
Литургию в Великий Пяток совершать не положено.
Примечание. «Подоба́ет же и сие́ ве́дати, я́ко прия́хом в Палести́не, в сей день Вели́каго Пятка́, не твори́ти Преждеосвяще́нную, ниже́ па́ки соверше́нную Литургию, но ниже́ трапе́зу поставля́ем, ниже́ яди́м в сей день Распя́тия. А́ще же кто бу́дет многоне́мощен или́ престаре́лся, и не моги́й пребы́ти по́стен, дае́тся ему́ хлеб и вода́, по захожде́нии со́лнца...» (Типикон, гл. 49-я, «Последование часов Святаго Великаго Пятка»).
Вечерня Великого Пятка.
Вечерня совершается обычно во второй половине дня.
Примечание. По Уставу, вечерня начинается «при часе 10-м дне», т. е. по-нашему — около 4-х часов пополудни (см. Типикон, гл. 49-я, «Во Святый и Великий Пяток вечера»).
До начала вечерни святая Плащани́ца с изображением положения Господа во гроб полагается на святом престоле на место Евангелия, а само Евангелие поставляется горе́ престола, как на Литургии. Плащаница полагается так, чтобы Глава Спасителя была к северной стороне. Если есть живые цветы, то на Плащаницу возлагают венок из таких цветов6, и если есть благовонное масло или розовая вода, то ими намащают Плащаницу. Возлагать на Плащаницу венки из искусственных цветов, намащать ее духами или одеколоном, изготовленным на спирту, не следует. Закрывать лик Спасителя на Плащанице покровцом также не следует. На Плащаницу полагается требное Евангелие (желательно небольшого размера). На середине храма устанавливается специальная подставка (в виде гробницы) или столец для Плащаницы. Здесь же поставляется аналой с иконой праздника Благовещения.
Служа́щий иерей, а при соборном служении один предстоятель, облачается во все священнические одежды ради выноса Плащаницы (впрочем, предстоятель может облачиться на стиховных стихирах или во время чтения паримий).
Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в 2007 году из-за совпадения праздника Благовещения с Великой Субботой, в соответствии с содержанием служб, Царские Часы утром в Великую Пятницу следует совершать в черных или темных ризах, а вечерню Великой Пятницы (с выносом Плащаницы), утреню Великой Субботы и дальнейшее богослужение этого дня (вплоть до переоблачения в белые ризы) — в фиолетовых облачениях, в которых обыкновенно совершается служба по праздничным и воскресным дням Великого поста7.
Возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш...», «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся» (трижды), и читается предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа...» (священник читает светильничные молитвы на амвоне). Великая ектения. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й — 6 (первая стихира — дважды), и Благовещения, глас 6-й — 4 (см. 25 марта на «Господи, воззвах» великой вечерни8; первая стихира: «Совет превечный...» — дважды). «Слава» — Триоди, глас тот же: «О, ка́ко беззаконное со́нмище...», «И ныне» — Благовещения, глас тот же: «Послан бысть...».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен, глас 4-й: «Раздели́ша ризы Моя себе и о одежди Моей мета́ша жребий»; стих: «Боже, Боже мой, вонми́ Ми! Вску́ю оставил Мя еси?»9.
После прокимна царские врата затворяются. Читаются три паримии Триоди (с прокимнами по чину) и пять паримий Благовещения.
По окончании 1-й паримии Триоди — прокимен, глас 4-й: «Суди, Господи, оби́дящия мя, побори́ борю́щия мя»10; стих: «Приими́ оружие и щит, и воста́ни в помощь мою», затем — 2-я паримия Триоди.
По окончании 3-й паримии Триоди — читаются пять паримий Благовещения (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»).
Примечание. Сначала читаются паримии: «Вни́де Моисей...» и «Господь созда́ мя...»11, а затем: «Изы́де Иаков...», «Тако глаголет Господь: будет от дне осма́го...» и «Премудрость созда́ Себе дом...».
О порядке чтения пяти паримий праздника см.: Минея-Март, «Потре́ба есть ве́дати, я́ко а́ще случи́тся Благове́щение в кото́рую суббо́ту поста́» (с. 176).
По окончании последней паримии царские врата отверзаются. «Вонмем», «Мир всем», и прочее. Прокимен, глас 6-й: «Положи́ша Мя в ро́ве преиспо́днем, в те́мных и се́ни смертней»; стих: «Господи Боже спасения моего, во дни воззва́х и в нощи́ пред Тобою».
Примечание. По обычаю, перед чтением Евангелия совершается каждение, как на полной Литургии.
Апостол — 1 Кор., зач. 125. Аллилуиарий, глас 1-й: «Спаси мя, Боже, яко внидо́ша во́ды до души́ моея́»; стих: «Поноше́ние ча́яше душа́ моя и страсть»; стих: «Да помрача́тся о́чи их, е́же не ви́дети».
Евангелие (составное)12 — Мф., зач. 110. (По обычаю, Евангелие читается диаконом с амвона.) После чтения Евангелия царские врата затворяются.
Ектения: «Рцем вси...», «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава» — Благовещения, глас 4-й: «Днесь радость благовещения...» (см. в Минее 25 марта, на стиховне великой вечерни), «И ныне» — Триоди, глас 5-й: «Тебе, оде́ющагося светом, яко ризою...» (во время пения этой стихиры отверзаются царские врата, и предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение вокруг престола с лежащей на нем Плащаницей).
«Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш». Тропарь Благовещения, глас 4-й: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна...». «Слава, и ныне» — тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...».
Во время пения (на «Слава, и ныне») тропаря «Благообразный Иосиф...» предстоятель, сотворив три земных поклона, подъемлет с престола Плащаницу и через северные врата13 (в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом) износит ее на середину храма и полагает на угото́ванную гробницу. При соборном служении настоятель идет под Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, Евангелие благоговейно несет в левой руке диакон, держа в правой кадило. Если нет диакона, священник благословляет кому-либо из благочестивых прихожан нести Евангелие обернутым в плат. Евангелие в этих случаях несут впереди Плащаницы. Затем Евангелие полагается на Плащаницу. Далее совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы, после чего священнослужители совершают поклонение и целование Плащаницы.
По тропарях — «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице...». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения страшныя Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение Плотию изволивый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Певцы — многолетны14. По обычаю, после отпуста произносится проповедь15.
Затем сразу — повечерие малое. На повечерии — канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы, глас 6-й (ирмосы по дважды, тропари на 4). Канон, по возможности, лучше читать самому настоятелю перед Плащаницей. После каждой песни катавасия — тот же ирмос.
По 6-й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго...», и икос, глас тот же: «Своего Агнца...».
По «Отче наш» — кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго...», «Слава, и ныне» — кондак Благовещения, глас тот же: «Взбра́нной Воево́де...», и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог...».
И совершается целование Плащаницы народом. Во время целования принято петь: «Прииди́те, ублажи́м Иосифа приснопамятнаго...».
Пома́зания елеем не бывает.

1 На этих седальнах, по указанию Типикона, не сидим, но поем их стоя (см. Типикон, гл. 49-я, «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа», «Во Святый и Великий Пяток утра»), так как в случае чтения Евангелия в алтаре иерей или диакон в это время совершает каждение престола, во время которого не положено сидеть.
2 Стихи блаженн и тропари следует петь. В тех храмах, где выполнение этой уставной традиции представляется затруднительным, допускается стихи блаженн петь, а тропари к ним — читать. См. также сноску 272.
3 В Типиконе сказано: «От зде же диа́кон престае́т кади́ти» (см. Типикон, гл. 49, «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа», «Во Святый и Великий Пяток утра»).
4 Типикон об этой ектении ничего не говорит, но это обычное умолчание.
5 Типикон о молитве главопреклонения не говорит: «Посем иерей ектению: Исполним утреннюю, и прочее по обычаю. И по возгласе: Яко Бог милостив, абие Евангелие 11-е, Иоанна, зачало 62». Однако повсеместно в богослужебной практике после возгласа ектении следует обычное благословение: Мир всем, и молитва главопреклонения (с возгласом Твое бо есть...). Ср. В. Розанов. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 578.
6 Более правильно живые цветы возлагать на Плащаницу тогда, когда она уже вынесена на середину храма, иначе во время шествия они могут сбиться или упасть.
7 Такое распределение цветов облачений в Великую Пятницу и Субботу в 2007 году наиболее оптимально выражает литургическое соотношение праздничного богослужения Благовещения и богослужения Страстной седмицы. Фиолетовый оттенок облачения на вечерне Великой Пятницы и утрене Великой Субботы (т. е. на собственно Благовещенской службе) указывает на праздничный характер богослужения, в то же время он более соответствует содержанию воспоминаний Страстной седмицы, чем обычный для Благовещения голубой цвет. Помимо этого, переоблачение священнослужителей из фиолетовых риз в белые в Великую Субботу ярче подчеркивает предвосхищение пасхального торжества, чем переоблачение из голубых риз в белые.
8 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 173—174.
9 В некоторых храмах прокимен «Разделиша ризы Моя себе...» возглашает диакон (или священник).
10 На пение прокимна царские врата, по традиции, открываются.
11 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 176—177.
12 О чтении Евангелия на вечерне Великого Пятка см. в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 597—598.
13 На архиерейской службе Плащаница выносится также через северные врата.
14 См.: «Службы Страстной седмицы Великого поста». М., 1994. С. 264; В. Розанов «Богослужебный Устав...». С. 578.
15 Для того, чтобы молящиеся в благоговейной тишине могли слышать умилительный канон повечерия, поклонение и целование Плащаницы совершается не по отпусте вечерни, а после повечерия.

Перейти на этот же день в Месяцеслов
Английская версия календаря (English version)
Календарь въ «Царской» орѳографiи

Установить Календарь на Ваш сайт
Православный Месяцеслов в виде rss-канала
Виджет для Яndex.ru



Выбор  

«««  Апрель 2007  »»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Назначить дату:


Наши партнеры:
Древний вестготский (испано-мосарабский) календарь
www.Toletanus.ru

Контекстные теги: Православный календарь 2019, церковный календарь, православные праздники, церковные праздники, двунадесятые праздники 2019, посты, месяцеслов, богослужение, богослужебные указания 2019, тропари, кондаки

Реклама:

Спонсоры:

Яндекс.Метрика

Православный Месяцеслов Online, вер. 3.99g. Wap.
Разработка и Copyright © 1998-2002, 2003-2018, E.C. Labs.,
Православное Литургическое Содружество

При использовании материалов Месяцеслова ссылка на сайт обязательна.

Спонсоры: