Главная День Год Составить Пасхалия Месяцеслов Поиск Настройки Справка In english
Православный календарь -» Календарь на один день

Сегодня Завтра Предыдущий день Следующий день

Суббота, 7 Апреля 2007 года (25 Марта 2007 по ст.ст.)
Великая Суббота, Схождение во ад


Великий пост. (+)Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925). Прп. Саввы Нового (1948). Иконы Благовещения Божией Матери (XVI). Мчч. Пелагия, Феодосия и Дулы, Никомидийских. Прп. Парфения Киевского (1855). Преставление прп. Иустина (Поповича) (Серб.).

Пожалуйста, поддержите наш проект!


Утр. - Лк., 4 зач., І, 39-49, 56. На 6-м часе: Ис., XХVIII, 14-22. На веч.: Быт., X, 32 - XI, 9. Притч., XIII, 20 - XV, 6. Благовещению: Евр., 306 зач., II, 11-18. Лк., 3 зач., І, 24-38.

Тропари и кондаки дня:   [скрыть]

Великая Суббота. Тропарь, глас 2.

Благообразный Иосиф / с древа снем Пречистое Тело Твое, / плащаницею чистою обвив / и вонями, во гробе нове покрыв положи.

Другий тропарь:

Мvроносицам женам / при гробе представ Ангел, / вопияше: мvра мертвым суть прилична. / Христос же истления явися чуждь.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Тропарь, глас 4.

Днесь спасения нашего главизна, / и еже от века таинства явление, / Сын Божий, Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует, / тем же и мы с ним Богородице возопиим: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

Кондак, глас 8.

Взбранной воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице,/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Богослужебные указания:   [скрыть]

Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы.
Свт. Тихона, патриарха Всероссийского.
Служба совершается по главе Типикона: «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую» (см. Типикон, 26 марта).
Примечание. По Уставу, утреня Великой Субботы при совпадении с праздником Благовещения начинается «при часе же 1-м нощи», т. е. по-нашему — около 7-ми часов вечера (см. Типикон, 26 марта, «О то́мже пра́зднице, а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую»).
Начало утрени обычное (с «Царю Небесный...»). Псалмы 19-й и 20-й (во время псалмов — обычное каждение). Шестопсалмие. Ектения великая.
Примечание. В Великую Субботу — на утрене, часах, вечерне, Литургии — всё, что обычно читается на солее, как-то: ектении, Апостол, Евангелие, входные (а также заамвонная) молитвы — произносится перед Плащаницей. Малый и великий входы совершаются также перед Плащаницей. Причащение мирян и отпуст — на амвоне.
На «Бог Господь» — тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), ин тропарь, глас тот же: «Егда снизшел еси...» (единожды). «Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Мироносицам жена́м...», «И ныне» — тропарь Благовещения, глас 4-й: «Днесь спасения нашего глави́зна...».
С началом пения тропарей отверзаются царские врата, священнослужители исходят к Плащанице. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужа́щим. Возжигают свечи и все предстоящие. Предстоятель с диаконом кадят Плащаницу о́крест (трижды) и совершают, по традиции, полное каждение храма. Непосредственно по окончании тропарей начинается пение Непорочных (на 5-й глас, и в тот же глас — похвалы). По Уставу, должна петься вся 17-я кафизма (с похвалами), но обычно певцы поют несколько первых стихов с их похвалами, затем поют только псаломские стихи, а похвалы читают священнослужители. При соборном служении псаломские стихи могут петь все священнослужители. Также существует практика, по которой и псаломские стихи, и похвалы читаются. Если священник один, то чтец читает псаломские стихи, а священник — похвалы1.
По 1-й статии́ —́ ектения малая. Возгла́с: «Яко благослови́ся Твое имя и прославися Твое Царство, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
С началом 2-й статии совершается малое каждение. (Малые каждения совершает священник с диаконом.) Вторая статия исполняется, как и первая. По окончании ее — малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, Иже на Престоле Славы Херувимстем почива́яй, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым, и Благи́м, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
В начале 3-й статии, которая, по Уставу, поется на 3-й глас — малое каждение. По окончании 3-й статии — тропари воскресные, поемые по Непорочных, глас 5-й: «Ангельский собор...» (с обычным припевом «Благословен еси, Господи...»). В это время совершается каждение всего храма.
Примечание. Согласно Типикону, во время пения 1-й статии Непорочных совершается полное каждение храма, на 2-й и 3-й статиях кафизмы — малые каждения.
Малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благи́м, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
По возгласе седален Триоди, глас 1-й: «Плащаницею чистою...». «Слава» — конец этого седальна, «И ныне» — ин седален, глас тот же: «Ужасо́шася ли́цы а́нгельстии...».
Полиелей. Величание праздника Благовещения и избра́нный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» — ин седален праздника, глас тот же. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Благовести́те день от дне...». Евангелие праздника — Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами Богородицы...», «И ныне» — тот же стих. Стихира праздника, глас 2-й: «Благовеству́ет Гавриил...». «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».
Каноны: праздника Благовещения, глас 4-й: «Отве́рзу уста́ моя́...», со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и Великой Субботы, глас 6-й: «Волно́ю морско́ю...», со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды).
Библейские песни не стихословятся. Припевы к тропарям канона Благовещения: «Пресвята́я Богоро́дице, спаси нас», к тропарям канона Великой Субботы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Примечание. О пении канона Благовещения см. также примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215—216.
Катавасия по каждой песни — ирмосы канона Великой Субботы: «Волно́ю морско́ю...».
По 3-й песни — кондак Триоди, глас 6-й: «Бездну заключи́вый...», и икос, глас тот же: «Содержа́й вся...». Седален Триоди, глас 1-й: «Гроб Твой, Спа́се...». «Слава, и ныне» — седален Благовещения, глас 8-й (по выбору).
По 6-й песни — кондак Благовещения, глас 8-й: «Взбра́нной Воево́де...», и икос, глас тот же: «Ангел предстатель...».
На 9-й песни — обычное каждение. «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника Благовещения (к тропарям канона Великой Субботы припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). В конце 9-й песни: ирмос Триоди, припев праздника Благовещения и ирмос канона Благовещения.
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Вместо светильна Великой Субботы поется на 2-й глас: «Свят Господь Бог наш...» (трижды). Затем — светилен Благовещения. «Слава, и ныне» — ин светилен Благовещения.
Примечание. До пения великого славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 2-й — 3 (последняя стихира, глас 6-й: «Проси́ Иосиф...» — опускается), и Благовещения, глас 1-й — 3; стих: «Благовести́те день от дне спасение Бога нашего», и самогласен праздника Благовещения, глас 8-й: «Да веселятся Небеса...». «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Днешний день тайно...», «И ныне» — Богородичен, глас 2-й: «Преблагословенна еси, Богородице Дево...».
На пение «И ныне» хвалитных стихир отверзаются царские врата, и священнослужители царскими вратами выходят к Плащанице (предстоятель — в полном облачении). Возглас на славословие предстоятель произносит перед Плащаницей.
Примечание. По древним Уставам, во время пения хвалитных стихир Плащаницу уносили в алтарь и полагали на престоле. Во время великого славословия совершали каждение престола окрест трижды и через северные врата выносили Плащаницу на крестный ход. По окончании крестного хода Евангелие полагали на престол, а Плащаницу на угото́ванную гробницу; Евангелие читалось в алтаре, а не перед Плащаницей, как это принято сейчас повсеместно (см.: С. В. Булгаков, «Настольная книга священно-церковнослужителя», с. 616, примечание).
Поется великое славословие. Предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение окрест Плащаницы. С началом пения Трисвятого все священнослужители совершают три земных поклона. Затем они подъемлют Плащаницу; предстоятель идет под Плащаницей с малым Евангелием на главе. Если служит один священник, то он поднимает Плащаницу и передает ее благоговейным мирянам, а сам с Евангелием входит под Плащаницу; или сам над главой своей несет Плащаницу, а Евангелие передает диакону. Совершается крестный ход вокруг храма. Во время крестного хода медленно поется «Святый Боже...», и бывает перезвон (от большого колокола к малым, но не наоборот), а когда шествие войдет в храм, полагается краткий трезвон.
По входе в храм Плащаницу подносят к царским вратам. Предстоятель по окончании пения «Святый Боже...» возглашает, воздвизая Евангелие: «Премудрость, про́сти», и Плащаница относится на середину храма. Совершается каждение окрест Плащаницы (трижды). В это время поется2 тропарь Триоди, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды). Далее тропарь пророчества, глас 2-й: «Содержа́й концы...», «Слава» — конец тропаря, «И ныне» — весь тропарь. Диакон: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 4-й: «Воскресни́, Господи, помози́ нам, и избави нас имене ради Твоего»; стих: «Боже, уши́ма на́шима услы́шахом, и отцы наши возвести́ша нам». Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иезеки́илева чтение». Диакон: «Вонмем». И чтение паримии. Диакон: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 7-й: «Воскресни́, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забу́ди убогих Твоих до конца»; стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, пове́м вся чудеса Твоя». Диакон: «Премудрость». Апостол (составной) — 1 Кор., зач. 133. Аллилуиарий, глас 5-й: «Да воскреснет Бог, и расточа́тся врази́ Его»; стих: «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня»; стих: «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся». Евангелие — Мф., зач. 114 (читается предстоятелем). Ектении: полная сугубая — «Рцем вси...» и просительная — «Исполним утреннюю...», и прочее по обычаю.
Великий отпуст произносится с амвона: «И́же нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния, стра́шныя Стра́сти, и Животворя́щий Крест, и во́льное погребе́ние Пло́тию изво́ливый, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец». По отпусте певцы поют многолетны, затем — стихиру Триоди на целование Плащаницы, глас 5-й: «Прииди́те, ублажи́м Иосифа приснопамятнаго...», и бывает целование Плащаницы.
Час 1-й оканчивается малым отпустом.
Отдельно совершаются часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны.
Перед началом часов священнослужители, по традиции, совершают входные молитвы (по обычаю, перед Плащаницей), облачаются и начинают проскомидию.
На часах — тропарь Благовещения; «Слава» — тропарь Триоди: «Благообра́зный Иосиф...». Кондаки Триоди и Благовещения читаются попеременно.
Блаженны без пения (как в Великий Четверток). «Лик Небесный...». «Слава» — «Лик святых Ангел...», «И ныне» — «Верую...», «Ослаби, остави...», «Отче наш», кондак Триоди: «Бездну заключи́вый...», «Слава, и ныне» — кондак Благовещения: «Взбранной Воеводе...»; «Господи, помилуй» (40)3. «Всесвятая Троице...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог...».
Вечерня соединяется с Литургией свт. Василия Великого.
Примечание. По Уставу, вечерня с Литургией свт. Василия Великого начинается «о часе 10-м дне», т. е. по-нашему — около 4-х часов пополудни (см. Типикон, гл. 49-я, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).
Возглас: «Благословено Царство...». Обычное начало (с «Царю Небесный...»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы). Великая ектения. Кафизмы нет.
«Господи, воззвах», глас 1-й. В это время заканчивается проскомидия, и совершается каждение всего храма.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди (воскресные), глас 1-й — 3 (стихира: «Стра́стию Твоею, Христе...» — опускается), Великой Субботы, глас 8-й — 3, и Благовещения, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды)4. «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Днешний день...», «И ныне» — Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть...».
Вход с Евангелием (перед Плащаницей). «Свете Тихий». Прокимна нет. Царские врата затворяются, и тотчас начинается чтение 15 паримий Триоди. Сначала читаются 1—6 паримии (перед Плащаницей).
В конце 6-й паримии, на словах: «И реко́ша глаголюще», царские врата отверзаются. Чтец возглашает: «Пои́м Го́сподеви». Певцы поют на 5-й глас: «Славно бо просла́вися». Чтец возглашает следующие стихи из песни пророка Моисея, певцы на оба лика после каждого стиха поют: «Славно бо прославися». По прочтении всех стихов, чтец: «Слава...». Певцы: «Славно бо прославися». Чтец: «И ныне...». Певцы: «Славно бо прославися». И в заключение сам чтец поет: «Славно бо прославися». Царские врата затворяются. Читаются 7—15 паримии.
В конце 15-й паримии, на словах: «Благословен еси на тве́рди небесней, и препетый, и превозноси́мый во веки», царские врата отверзаются, и поется песнь трех отроко́в с припевом: «Го́спода пойте и превозноси́те Его во веки» (в таком же порядке, как исполнялась по 6-й паримии песнь пророка Моисея); по окончании 15-й паримии — чтец: «Го́спода пойте и превозносите Его во веки». Певцы — тот же припев. Далее чтец возглашает стихи песни, а певцы к каждому стиху припевают: «Го́спода пойте и превозносите Его во веки». К стиху «Да благословит земля» до́лжно петь: «Го́спода да пое́т и превозносит Его во веки». После стиха «Благослови́м Отца и Сына и Святаго Духа» следует петь: «Го́спода пое́м и превозносим Его во веки». Затем чтец: «И ныне». Певцы: «Го́спода пойте и превозносите Его во веки». Последний стих, по традиции, поет сам чтец: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви, поюще и превознося́ще во вся веки».
Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш...»5. Вместо Трисвятого — «Ели́цы во Христа крести́стеся...».
Прокимен Великой Субботы, глас 5-й: «Вся земля да покло́нится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний» (со стихом); и прокимен Благовещения, глас 4-й: «Благовести́те день от дне спасение Бога нашего».
Апостол (читается перед Плащаницей) — Великой Субботы (Рим., зач. 91) и Благовещения (Евр., зач. 306).
Аллилуиарий не поется6, но чтец произносит вместо «Аллилуиа»: «Глас седьмый», и сам поет: «Воскресни́, Боже, суди́ земли́, яко Ты насле́диши во всех язы́цех»; стих: «Бог ста в со́нме бого́в, посреде́ же боги разсудит»; стих: «Доколе су́дите неправду, и ли́ца грешников приемлете?»; стих: «Суди́те си́ру и убогу, смиренна и нища оправдайте»; стих: «Изми́те нища и убога, из руки грешничи избавите его»; стих: «Не позна́ша, ниже уразуме́ша, во тьме ходят»; стих: «Да подви́жатся вся основания земли. Аз рех: бо́зи есте́, и сынове Вышняго вси, вы же яко человецы умираете и яко един от князей падаете». Певцы поют тот же припев: «Воскресни́, Боже, суди́ земли, яко Ты насле́диши во всех языцех», к каждому стиху этого 81-го псалма.
Во время пения «Воскресни́, Боже...» царские врата затворяются и закрывается завеса, священнослужители переоблачаются в белые ризы, и все облачения в храме заменяются светлыми7. К чтению Евангелия царские врата открываются.
Евангелие (читается диаконом перед Плащаницей, а иереем без диакона — у престола) — Великой Субботы (Мф., зач. 115) и Благовещения (Лк., зач. 3).
И далее — по чину Литургия свт. Василия Великого.
Вместо «Херувимской» — «Да молчит всякая плоть человеча...».
Задостойник — ирмос 9-й песни: «Не рыдай Мене, Мати...».
Примечание. В храме Благовещения Пресвятой Богородицы задостойник — ирмос 9-й песни канона Благовещения: «Яко одушевле́нному...» (по традиции, с припевом: «Благовеству́й, земле́...»).
Причастен — Великой Субботы: «Воста́ яко спя Господь, и воскре́се спаса́яй нас», и Благовещения: «Избра́ Господь Сио́на и изво́ли его в жили́ще Себе».
Отпуст Литургии: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Произносить воскресный отпуст: «Воскресы́й из мертвых, Христос...» не следует, ибо это не соответствует смыслу богослужения Великой Субботы8.
После отпуста совершается благословение хлебов и вина. Уготованный столец с хле́бами и вином поставляется перед Плащаницей, в некотором отдалении от нее, так, чтобы вокруг него можно было совершить каждение. По более распространенной практике столец с хлебами поставляется на солее. По обычаю поются тропари: «Благообразный Иосиф...», «Слава» — «Егда снизшел еси...», «И ныне» — «Мироносицам жена́м...». Диакон совершает троекратное каждение окрест стола с хлебами, затем возглашает: «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй», и иерей читает молитву:
«Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, благослови́вый пять хле́бов и пять ты́сящ насы́тивый, Сам благослови́ хле́бы сия́ и вино́, и умно́жи сия́ во гра́де сем (или в ве́си сей, или во святе́й оби́тели сей) и во всем ми́ре Твое́м, и вкуша́ющия от них ве́рныя освяти́. Я́ко Ты еси́ благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
Певцы: «Аминь».
Хлебы раздробляются и раздаются верующим.
В Великую Субботу на трапезе разрешается пища без растительного масла и вино.
Примечание. Если Благовещение выпадет на Страстной седмице после Великого Четверга, вкушение рыбы и елея не благословляется, разрешение ради праздника дается только на вино (см. Типикон, 33 глава).
Если освящение куличей и пасох совершается до Светлой заутрени, то при этом следует петь только воскресный тропарь 2-го гласа: «Егда снизшел еси к смерти...».
После уборки храма начинается «чтение великое в Деяниих святых апостол от начала». Чтец: «Деяния святых апостол благослови, отче, прочести́». Иерей: «Молитвами святых апостол, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Чтец: «Аминь», и начинает чтение.
Аналой для чтения Деяний поставляется перед Плащаницей9.

1 Во время пения 17-й кафизмы с похвалами диакон непрестанно кадит Плащаницу.
2 «Глаго́лет настоя́тель: Прему́дрость, про́сти. И чтец а́бие тропа́рь Благообра́зный Ио́сиф... еди́ножды» (Типикон, гл. 49-я, «Во Святую и Великую Субботу»).
3 См. Типикон, 26 марта, глава «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую».
4 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 189. Стихиры Архангела не поются, т. к. служба его на Страстной и Светлой седмице не совершается, а переносится на повечерие в четверг вечера 6-й седмицы Великого поста (см. 17 марта).
5 О порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя...» см. 5 января, сноску 40.
6 Современная редакция Типикона не дает указаний относительно пения аллилуиария и чтения Евангелия на Литургии при совпадении Благовещения с Великой Субботой. В старопечатных Уставах говорится: «Аллилуиа дню точию, Евангелие дню и празднику» (см., напр., Устав. М., 1610. Л. 142 об.; Устав. М., 1641. Л. 575 об.). Таким образом, аллилуиарий Благовещения опускается, поются только стихи 81-го псалма.
7 Переоблачение священнослужителей в светлые одежды — это крещальная особенность, сохранившаяся в современном богослужении от древней практики Крещения в этот день оглашенных (как и апостольское и евангельское чтения Литургии Великой Субботы).
8 См. Н. Д. Успенский. Богослужебные отпусты // ЖМП, 1963, № 12, с. 52—69, или «Богослужебные указания на 1998 год», с. 417—419.
9 Икона Благовещения убирается, так как отдания праздника на Страстной и Светлой седмице не бывает.

Перейти на этот же день в Месяцеслов
Английская версия календаря (English version)
Календарь въ «Царской» орѳографiи

Установить Календарь на Ваш сайт
Православный Месяцеслов в виде rss-канала
Виджет для Яndex.ru



Выбор  

«««  Апрель 2007  »»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Назначить дату:


Наши партнеры:
Древний вестготский (испано-мосарабский) календарь
www.Toletanus.ru

Контекстные теги: Православный календарь 2019, церковный календарь, православные праздники, церковные праздники, двунадесятые праздники 2019, посты, месяцеслов, богослужение, богослужебные указания 2019, тропари, кондаки

Реклама:

Спонсоры:

Яндекс.Метрика

Православный Месяцеслов Online, вер. 3.99g. Wap.
Разработка и Copyright © 1998-2002, 2003-2018, E.C. Labs.,
Православное Литургическое Содружество

При использовании материалов Месяцеслова ссылка на сайт обязательна.

Спонсоры: