Главная День Год Составить Пасхалия Месяцеслов Поиск Настройки Справка In english
Православный календарь -» Календарь на один день

Сегодня Завтра Предыдущий день Следующий день

Четверг, 10 Апреля 2008 года (28 Марта 2008 по ст.ст.)
5-я седмица Великого поста, Глас четвертый


Великий пост. Андреево стояние (на утрени читается канон прп. Андрея Критского). Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и с ними Занифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илии, Марина (Мара), Авива, Сивсифина и Саввы (ок. 330). Св. кн. страстотерпца Бояна, Болгарского (ок. 830). Св. Исихия Богослова, пресвитера Иерусалимского. Свт. Георгия, еп., Парода и Петра, пресвв., и кн. Бояна, мчч. Болгарских (Болг.). Ап. от 70-ти Иродиона (Греч.).

Пожалуйста, поддержите наш проект!


Литургия Преждеосвященных Даров.На 6-м часе: Ис. XIII, 2–13. На веч.: Быт. VIII, 4–21. Притч. X, 31 – XI, 12.

Тропари и кондаки дня:   [показать]

Богослужебные указания:   [скрыть]

Четверг 5-й седмицы.
Прпп. Илариона Нового и Стефана чудотворца. Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах почивающего.
Прп. Илариона Гдовского. Мч. Бояна, князя Болгарского.
Литургия Преждеосвященных Даров.
Вся служба по Триоди. Служба рядовых святых переносится на повечерие вторника (см. 27 марта; ср.: Типикон, гл. 49, «Неделя 4-я святых постов», «В туюжде Неделю вечера»).
Накануне в среду вечером совершается малое повечерие без канонов и поклонов. Кондак Великого канона: «Душе моя, душе моя...».
Примечание. «Повечерие же глаголем малое в келлиях без поклонов. По Трисвятом кондак Андреева канона. Такожде и полунощницу» (Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»).
Полунощница без поклонов.
Утреня.
Примечание. «Клеплет в 4-й час нощи, и собравшимся нам в церковь, бывает начало от иерея, по обычаю, и глаголем: Царю Небесный: Трисвятое, и Отче наш: Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне, Приидите, поклонимся, и прочия два псалма...» (Типикон, гл. 49-я, «В четверток пятыя недели святых постов»).
Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец1: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш...». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычное двупсалмие.
Шестопсалмие. Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа. Стихословится 8-я кафизма. Малой ектении нет. Седальны Октоиха (из приложения Триоди), и читается первая половина Жития прп. Марии Египетской2.
Чтец: «Житие преподобныя матере нашея Марии Египетския благослови, честный отче, прочести».
Иерей: «Еяже молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».
Чтец: «Аминь». И читает житие.
(Если читает сам иерей, то он вначале глаголет: «Житие преподобныя матере нашея Марии Египетския. – Еяже молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».)
По прочтении первой половины жития – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 50-й.
Примечание. «Таже псалом 50-й. Песней не стихословим. И абие начинаем великий канон косно, и с сокрушенным сердцем и гласом, творение святаго Андрея Критскаго, Иеросолимскаго, глас 6-й. Ирмос: Помощник и покровитель: по дважды. Потом тропари, творяще на кийждо метания 3, и припевающе: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Ведомо же буди: Егда един лик поет, тогда другий творит метания, благочиния ради» (Типикон, гл. 49, «В четверток пятыя недели святых постов»).
И тотчас3 Великий канон прп. Андрея Критского, с присовокуплением к каждой песни тропарей канона прп. Марии Египетской и по одному тропарю прп. Андрея Критского. В 4-й, 8-й и 9-й песнях – трипеснцы. Ирмосы Великого канона поются по дважды в начале песней, а по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – и на катавасию. Во 2-й и 3-й песнях – по два ирмоса (поются по единожды), на катавасию по 3-й песни поется второй ирмос. Ирмосы поются перед тропарями Великого канона, но не перед трипеснцами, с которых начинаются 4-я, 8-я и 9-я песни4.
Песни Священного Писания при пении канонов не стихословятся, но к тропарям Великого канона поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», к тропарям канона прп. Марии Египетской: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас», к тропарям прп. Андрея Критского: «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». В заключение каждой песни – «Слава», «И ныне». К тропарям трипеснцев припев: «Святии апостоли, молите Бога о нас»; в конце их «Слава», «И ныне» не полагаются. Обычно читает тропари трипеснца чтец.
По 3-й песни и малой ектении – седален апостолов (Триоди), глас 8-й: «Светила богозрачная...», «Слава» – ин седален, глас тот же: «Апостольская двоенадесятице...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Непостижимаго Бога...», и читается вторая половина Жития прп. Марии Египетской.
По 6-й песни и малой ектении – кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе моя, душе моя...», и икос, глас тот же: «Христово врачевство...». После синаксария – блаженны Великого канона, глас 6-й5.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни и малой ектении – светилен гласа (см. Приложение Триоди). («Достойно есть» обычно не поется.)
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...», «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.
Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Приими гласы раб Твоих...».
«Благо есть» (дважды)6. Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь». Тропарь: «В храме стояще...». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей перед царскими вратами: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец: «Аминь», и тотчас без отпуста утрени читается 1-й час7.
1-й час читается без кафизмы. Тропарь 1-го часа: «Заутра услыши...» со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. По Трисвятом – кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя...». В конце – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Непосредственно после поклонов священник произносит молитву: «Христе, Свете Истинный...». «Взбранной Воеводе...», отпуст великий и многолетны.
На 3-м часе – кафизма 9-я; на 6-м часе – кафизма 10-я; на 9-м часе – кафизма 11-я. На 6-м часе – тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди.
На всех часах – тропарь часа со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя...». Конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (а не с 16-ю).
На изобразительных – блаженны «поскору», без пения; по «Отче наш...» – кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя...». Изобразительны следует заканчивать следующим образом: после кондака – чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» (до половины). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.
На вечерне, с которой начинается Литургия Преждеосвященных Даров, стихословится 12-я кафизма. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 28 февраля.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 8-й, глас 1-й и глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды) и Минеи (с 29 марта, мчч. Марка епископа, Кирилла диакона и иных), глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Тя видящи, пригвождаема на Кресте...».
Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди. По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.
Примечание. «В сий же четверток. Всю службу поем поскоро, труда ради бденнаго. Совершается же служба Преждеосвященных, в нейже приудостоившиися причащаются Святых Христовых Таинств. На трапезе же ядим елей и вино пием, труда ради бывшаго. Нецыи же уставы разрешати точию на вино попущают, на елей же не оставляют. Во Святыя же Горы Типице разсуждает: на святых мученик 40, на Предтечевы главы Обретение, в среду Крестопоклонную, на Великий канон и на Неседальное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост.) ясти два варения со елеем и испивати по две чаши вина» (Типикон, гл. 49, «В четверток 5-я недели святых постов. В сий же четверток»)8.Сноски:
1 «Иерей... входит во святый олтарь, и прием кадильницу, глаголет и молитву кадила. И став пред святою трапезою, кадит крестообразно, и возгласит: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И нам отвещавшим: Аминь. Таже учиненный чтец глаголет...» (Типикон, гл. 49, «Начало святаго и великаго поста», начало утрени).
2 Текст жития см.: Богослужебные указания на 1999 год. С. 193–204; Богослужебные указания на 2000 год. С. 194–203; Минея-Апрель. Ч. 1. С. 12–18. Если Житие читается по Минее, то первая половина Жития оканчивается словами «...да обрящу дерзновение в День Суда» (с. 14). С нового абзаца, со слов «Родилась я в Египте...» до конца, – вторая половина Жития.
3 Обычно молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» не произносится.
4 По мнению В. Розанова, ирмосы трипеснцев вычитываются. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), в подобных случаях ирмосы вообще не читаются и не поются, а приводятся в Триоди полностью для того, чтобы служить в качестве подобнов для пения последующих тропарей трипеснцев, т. к. в древности тропари канонов пелись на глас и подобен ирмоса; поются ирмосы лишь в тех случаях, когда стихословятся библейские песни или когда на то есть особое указание Типикона.
5 Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени четверга Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться.
6 Поскольку служба, согласно Уставу, завершается «поскору», допустимо и однократное чтение «Благо есть» (см. следующую сноску).
7 В связи с отсутствием в Типиконе определенных указаний о завершении утрени четверга 5-й седмицы св. Четыредесятницы, окончание утрени в богослужебных справочниках излагается по-разному.%Например, прот. К. Никольский (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 594) считает, что утреня заканчивается как обычная великопостная, поскольку Типикон не приводит каких-либо специальных указаний. «Богослужебные указания на 1953 год» (с. 87) предписывают заканчивать утреню, как прот. К. Никольский (т. е. с сохранением обычных 16 поклонов), но после «Отче наш...» вместо тропаря «В храме стояще...» – кондак «Душе моя...». «Настольная книга священнослужителя» (т. IV, с. 544) предлагает окончание утрени по образцу «Богослужебных указаний на 1953 год», но с сокращением количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина с 16 до 3. В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 545–546) предлагает заканчивать утреню с чтением «Благо есть» единожды и с заменой «Господи, помилуй» (40) на сугубую сокращенную ектению, при этом по «Благо есть...» сохранять обычный тропарь «В храме стояще...», а поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина вовсе отменять.%Разногласия об окончании утрени связаны с разным толкованием слов Устава о совершении служб четверга 5-й седмицы «поскору». Термин «поскору», использующийся Типиконом также при изложении богослужения Благовещения в будний день поста и богослужения полиелейного святого «во един от дней постных», касается:%а) сокращения количества поклонов с молитвой прп. Ефрема на утрене, часах и изобразительных с 16 до 3;%б) отмены везде конечного Трисвятого;%в) исполнения поемых текстов на часах и изобразительных «без пения».%В «Богослужебных указаниях» излагается окончание утрени четверга 5-й седмицы в соответствии с традицией, сложившейся в уставных заметках «Православного церковного календаря». Однако вышеприведенными вариантами завершения утрени также можно руководствоваться, поскольку они отражают традиционную литургическую практику.
8 В Триоди Постной (л. 317) указания о посте содержатся в следующей редакции: «На трапезе же ядим елей и вино пием, труда ради бденнаго. В Студитове же Уставе повелевает сухо ясти всю тую неделю, паче иных, яко дние плача суть, а не праздника: в сих бо убо пети должно есть и Аллилуиа. Во Святыя же Горы Типице разсуждает, на святых мученик 40, на Предтечевы главы Обретение, и в среду Крестопоклонную, и на Великий канон, и на Неседальное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост.), ясти два варения с елеем, и испивати по две чаши вина. Сия же назнаменовахом любви вашей от обоих, да произволяяй спастися, благоугоднейшее пред Богом избирает».

Перейти на этот же день в Месяцеслов
Английская версия календаря (English version)
Календарь въ «Царской» орѳографiи

Установить Календарь на Ваш сайт
Православный Месяцеслов в виде rss-канала
Виджет для Яndex.ru



Выбор  

«««  Апрель 2008  »»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Назначить дату:


Наши партнеры:
Древний вестготский (испано-мосарабский) календарь
www.Toletanus.ru

Контекстные теги: Православный календарь 2024, церковный календарь, православные праздники, церковные праздники, двунадесятые праздники 2024, посты, месяцеслов, богослужение, богослужебные указания 2024, тропари, кондаки

Реклама:

Спонсоры:

Яндекс.Метрика

Православный Месяцеслов Online, вер. 3.99g.
Разработка и Copyright © 1998-2002, 2003-2018, E.C. Labs.,
Православное Литургическое Содружество

При использовании материалов Месяцеслова ссылка на сайт обязательна.

Спонсоры: