Вечерняя песнь. Сайт о древне-церковной певческой культуре.
http://canto.ru/txt.php?menu=public&id=medieval.ektenie
Режим plain text. Для перехода в обычный режим нажмите здесь.


[ Заглавная | Публикации | Нотация | Звукозаписи | Справочник   ||   Карта сайта ]

- Публикации - Ектения

Ектении были известны уже с глубокой древности. Первые упоминания о молитвах, которые послужили прообразом для привычных нам ектений, относятся еще к апостольским временам. Молитвенные собрания ранних христиан обычно заключали в себе одно только совершение таинства Евхаристии - преложение благословенных Хлеба и Вина в Пречистое Тело и Кровь Христовы. Молитвы, читаемые при этом пресвитером над Святыми Дарами, содержали прошения о даровании различных духовных и телесных благ причащающимся. Для того, чтобы сделать эту молитву всеобщей, в ней обычно участвовал и диакон. Возгласами, разъяснявшими важнейшие части и предметы этой молитвы, он приглашал народ к соучастию в совершающемся таинстве. Из диаконских возгласов, сопровождающих евхаристические молитвы, и ответов народа и возникли ектении.

Первоначально ектении не знали деления на виды. Большинство древних литургий включало одну ектению, которая помещалась либо в самом начале службы, либо предваряла главный ее момент - таинство Евхаристии. Количество прошений в ектении было значительно большим, чем в наши дни, так как в них поминались все степени иерархии Древней Церкви, начиная от священнослужителей и несших различные послушания мирян до оглашенных и младенцев. Более всего эти первые "напряженные моления", как их тогда называли, напоминали нынешнюю великую ектению, которая и унаследовала от них многообразный и всеохватный характер своих прошений.

Появление новых ектений в богослужении относится к III-IV веку. До этого времени порядок богослужения и тексты молитв еще не были записаны и передавались из поколения в поколение изустно. Но в эпоху Вселенских Соборов, созываемых для опровержения возникающих ересей, появилась необходимость точной записи богослужебных текстов для приведения службы к стройности и единообразию. Из составленных в IV веке чинопоследований наибольшее распространение получили Божественные литургии святых Василия Великого и Иоанна Златоустого, лежащие в основе современных литургий.

При их составлении святые Отцы исходили из необходимости сократить существующий чин в соответствии с обстоятельствами времени, когда первый порыв христианской веры сменился упадком благочестия, когда отступила исключительная благодать апостольских времен и стала явственно проявляться немощь человеческого естества. С целью облегчить восприятие службы Церковью была принята практика тайного произнесения священником некоторых молитв, до того читавшихся вслух всех предстоящих. Возникавшие от этого паузы обычно заполнялись соответствующими тексту молитвы песнопениями или ектениями, прошения которых разъясняли народу, о чем молится предстоятель, и делали, таким образом, эту молитву всеобщей.

Так ектении стали наиболее часто употребляемыми молитвословиями Христианской Церкви. Не ограничиваясь теперь рамками одной только Литургии, ектения начинает входить с этого времени в состав Вечерни и Утрени.

Богослужение III-V веков имело уже прототипы нынешних великой, сугубой, просительной и других ектений. От современных они отличались только количеством прошений и незначительными вариантами в тексте. Теперешний свой облик ектении получили в период с XI по XVI века, уже после разделения церквей.

Судьба ектения в богослужении Восточной и Западной церкви оказалась различной. Богословская доктрина римско-католической церкви все более отходила от духа покаяния и исповедничества и со временем исключила молитвенные прошения ектений из своего богослужения. Главное богослужение католической церкви - месса - совсем не содержит ектений: лишь в начале ее троекратно звучит "Господи, помилуй".

Совсем иное отношение к ектении сложилось в Восточной Церкви, имеющей к ней особое расположение. Это произошло от того, что Православная Церковь сохранила неповрежденной чистоту веры, а вместе с ней и глубину покаяния, унаследованную от апостольских времен. Ектения есть именно то молитвословие, которое выражает глубоко свойственные православной душе чувства покаяния, сознания немощи своей перед Богом, надежды на его помощь и спасение.

Все православное богослужение буквально наполнено ектениями. Так часто ектении повторяются для того, чтобы чаще мы могли молитвенно обращаться ко Господу, испрашивая у Него все, что потребно нам в земной жизни, и чтобы Господь, видя нашу неотступность в молитве, подавал нам просимое по слову своему: "просите, и дасться вам: ищите, и обрящете: толцьгге, и отверзется вам". (Мф. 7,7).

Православным богослужением усвоено четыре ектении, произносимых в разные моменты службы: великая, малая, сугубая и просительная.

Великая ектения произносится в начале Вечерни, Утрени и Божественной литургии. Она выделяется среди других ектений наибольшим количеством прошений и полнотой содержания, чем отчасти и объясняется ее название.

Малая ектения есть сокращение ектении великой, из которой она заимствует первое и последнее прошения. Произносится она чаще других ектений по причине своей краткости и обычно разделяет стоящие рядом песнопения.

Сугубая ектения - это с особой силой совершаемое моление о всех православных христианах. От других ектений она отличается троекратным "Господи, помилуй", звучащим после каждого прошения. На Божественной литургии сугубая ектения произносится сразу после чтения Евангелия, что указывает на особую важность ее для богослужения.

Просительная ектения служит для того, чтобы молящиеся могли испросить у Господа необходимые им в земной жизни блага. Название этой ектении происходит оттого, что к некоторым прошениям ее хор припевает "Подай, Господи".

Есть еще несколько ектений, употребляемых реже: например, заупокойная ектения или благодарственная ектения по Святом Причащении. О богослужебном значении всех ектений мы расскажем далее.

Всякое благое дело среди христиан принято начинать молитвой. По этой причине Святая Церковь, памятуя о словах апостола Павла: "Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки" (1 Тим.2.1.), установила в начале каждого богослужения соборную молитву для всех собравшихся в храм. Этой первой молитвой на вечерне служит ектения, произносимая тотчас вслед за изображающим Сотворение мира Предначинательным псалмом, называемая великой, или мирной.

Великая она и по своим масштабам, так как содержит наибольшее количество прошений. Великая она и по своему содержанию, так как обнимает своими прошениями весь мир - и горний, и дольний. Великая она и по своему значению, потому что с самого высокого - молитвы о мире - начинает она свои прошения. "Миром Господу помолимся" - этими словами Церковь призывает нас в мире с самим собой и со всеми людьми возносить свою молитву ко Господу, заповедавшему нам устами Апостола и Евангелиста Матфея:"...прежде смирися с братом твоим, и тогда шед принеси дар свой." (Мф.5.24.), и напоминает, что без этого не примет от нас Господь никаких молитв."О свышнем, мире и спасении душ наших Господу помолимся" - примирившись духом со всеми, дерзаем мы просить Господа о величайшем даре - примирении с Ним Самим и тем спасти души наши. "О мире всего мира, благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся" - не только о себе, но и о всей Церкви молимся мы, чтобы Бог примирился с каждой христианской душой, сохранил оплот нашего спасения - Святую Церковь, и всех ее чад соединил верою, любовию и благочестием. И вслед за молитвою об этих высших предметах прошения великой ектении, как бы спускаясь с небес на землю, охватывают собой весь мир с земным его устроением, всех ныне здравствующих православных христиан, и достигают, наконец, самих молящихся. По окончании же прошений Церковь, не почитая свою молитву достаточной, поминает Божью Матерь и всех святых в надежде на их молитвенное предстательство и помощь. А иерей, заключительным возгласом из алтаря, '' прилагает и причину, по которой надеемся мы на исполнение всех наших прошений, а именно: "Яко подобает Тебе всякая слава...". Этими словами Церковь возвращает нашу мысль от личных наших нужд к славе Божией, которая одна является целью и смыслом существования мира и ради которой все в этом мире совершается.

Следующая, малая ектения, произносится по окончании пения антифона "Блажен муж...". Заключает она в себе только одно прошение. Но, несмотря на краткость, смысл ее для богослужения очень важен. По определению св. Иоанна Златоустого: "Понеже в долговременном поучении обыкновенно душа как бы засыпает: то паки возбуждает оную диакон и глаголет: паки прилежнее помолимся!".

По совершении Вечернего входа и возглашения прокимна вся Церковь призывается к особо усердной молитве за всех православных христиан. Молитвою этой служит ектения прилежного моления или сугубая. Это обиходное название усвоено ектенией в силу особо дерзновенного, с удвоенной как бы силой совершаемого, характера моления, свойственного прошениям ее. Состоянием особого молитвенного подъема проникнуты уже первые слова ектении: "Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем". Оно передается и троекратным "Господи, помилуй" по окончании каждого из прошений. Такой характер эта ектения имеет потому, что она есть молитва о верных, о всех, принявших Святое Крещение, то есть о всей Церкви.

В прежние времена первым на сугубой ектение поминался Государь, "помазанник Божий", по причине великого значения своего для благоденствия вверенного ему христианского народа. Ныне же поминание начинают с Патриарха как первого лица православной Церкви, ее предстоятеля пред Господом за вверенную ему паству, а вместе с Патриархом поминается и все православное духовенство. Возносится также прошение и о сущей власти, так как и она существует по Божьему произволению. В следующих прошениях поминаются почившие христиане, в первую очередь, создатели храма, благодаря которым прихожане имеют место для церковного собрания, а также все христиане, скончавшиеся в лоне Православной Церкви. Последние прошения сугубой ектении обращены к самим молящимся: духовенству храма, всем, несущим в нем различные послушания, а также его прихожанам. В завершающем ектению возгласе священник просит Господа исполнить все прошения, уповая на Его милость и человеколюбие.

Идущая сразу вслед за сугубой ектенией молитва "Сподоби, Господи...", является в последовании суточного богослужебного круга гранью, обозначающей наступление вечера. Поэтому и возглашается теперь, приуроченная к этому времени суток, просительная ектения, начинающаяся словами: "Исполним вечернюю молитву нашу, Господеви". Прошения ее, с одной стороны, есть полная противоположность прошениям ектении сугубой, а с другой стороны, являются их естественным дополнением. Если сугубая ектения есть молитва исключительно о лицах, то ектения просительная - это молитва о всем, что для лиц этих необходимо. Как никакие другие, слова просительной ектении особенно близки душе каждого христианина, потому что говорят о самых простых и в то же время о самых высоких вещах, без которых не может, однако, состояться дело нашего спасения. Словами этими мы испрашиваем у Господа Его заступления, святой, мирной и безгрешной жизни, прощения и оставления грехов и христианской кончины. Все прошения здесь только о духовном, ни одной мысли о чем-либо другом не содержится в словах просительной ектении. И утверждая первенство духовных дарований и только их почитая истинным благом для человека, иерей в заключительном возгласе именует Господа "Благим", как единственного их источника и подателя.

В дни больших христианских праздников вслед за просительной ектенией произносится лития, начинающаяся словами: "Спаси Господи люди Твоя...". Молитвословие это очень напоминает ектении и отличается от них только большей развернутостью своих прошений. Лития есть особо усердное моление, совершаемое в притворе храма, или даже вне его, во время стихийных и гражданских бедствий, по двунадесятым и храмовым праздникам и во дни особо почитаемых святых. По содержанию своему это всенародное моление о милосердии Божием, молитва всей Церкви о всем мире. Прошения литии отличаются той особенной теплотой и упованием, что рождаются от сознания человеком своего недостоинства милости Божией. Вся Церковь в эти минуты принимает на себя образ кающегося грешника. Поэтому и совершается эта часть службы в притворе, там, где в древней Церкви стояли оглашенные и кающиеся. Но, смиряясь перед Господом, Церковь призывает в молитвенники за христианский народ бесчисленный сонм святых, поминаемых в литийных прошениях. В этом единении земной и небесной Церкви, олицетворяющей грядущий образ Церкви Торжествующей, заключается таинственный смысл литии как праздничного молитвословия, подобающего моментам высокого духовного торжества.

Утреня знаменует собой наступление нового дня. Пробудившись от сна, прежде всякого другого дела, должны мы возблагодарить Господа за то, что сподобил нас благополучно .прейти ночное время и даровал нам еще один день земного бытия, а также испросить у Него благословения своим занятиям на предстоящий день. Поэтому, вслед за изображающим ночное время Шестопсалмием, возглашается на Утрени великая ектения. Те же чувства, что и на Вечерне, испытываем мы, вслушиваясь в ее слова. Если там наша молитва совершалась как бы при Сотворении мира, то теперь мы молимся при начале нового дня, который сам есть малый образ мироустроения.

По прочтении Кафизм, на Утрени положена малая ектения. Смысл ее здесь, как и везде, заключается в том, чтобы вслед за поучением возвратить нас к главной цели богослужения - молитве. Этой же цели служит и другая малая ектения, произносимая по будням после величания, а на воскресном Всенощном бдении после "Благословен еси, Господи...".

Центром утреннего богослужения является канон, в котором в духовно-поэтической форме прославляются священные события, воспоминаемые Церковью в этот день. Канон состоит из девяти песен, каждая из которых предваряется ирмосом - особым песнопением, рассказывающим о пророческих событиях, предвозвестивших явление в мир Спасителя. С целью облегчить восприятие канона Церковь положила на каноне три малые ектении - по третьей, шестой и девятой песни. Этим троекратным молитвенным обращением ко Господу весь канон делится на три статьи, в честь каждого из трех лиц Пресвятой Троицы. Ектении различаются между собой только заключительными возгласами. Первые два возгласа воздают славу Богу, Царю мира и Спасителю душ наших. Третий возглас, венчающий канон, соединяет наше смиренное пение с хором небесных сил, непрестанно восхваляющих и славословящих Господа, и в то же время готовит нас к следующему разделу Утрени - хвалитным стихирам и Великому славословию.

Заключают Утреню две ектении - сугубая и просительная. Здесь они произносятся одна за другой, что выражает равную необходимость как духовных, так и телесных благ в земной жизни человека, которую символизирует наступающий день.

Венчает суточный церковный круг главное его богослуже-ние - Божественная литургия. Все предваряющие ее службы были лишь приготовлением к ней. Открывается Божественная литургия великой ектенией - зачалом всех основных служб. И здесь она знаменует для нас начало новой, но уже не преходящей, земной, как на Вечерне и Утрени, а вечной, небесной жизни, потому что на Божественной литургии мы приобщаемся Святого Тела и Крови Христовых и бывает с нами по слову Спасителя, сказавшего: "Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный..."(Ин.6.54.). Не случайно Царствием Божиим на земле называют Божественную литургию святые Отцы и великие подвижники. Православной Церкви.

Вслед за великой ектенией поются изобразительные антифоны и Блаженны. Все они разделены малыми ектениями, цель которых, как и везде, - не дать угаснуть молитвенному чувству у собравшихся в церкви людей. Во время пения Блаженн совершается Малый вход, а затем Церковь воспевает тропари и кондаки в честь храмовых святых и празднуемых в этот день событий. Читаются также Апостол и Евангелие. По окончании чтения произносится сугубая ектения. Поставлена она на этом именно, а не каком-либо другом месте по следующей причине. Поскольку эта ектения есть молитва о церкви и ее членах, о всех принявших закон. Христов, то наиболее уместно совершать эту молитву после чтения Евангелия, которое есть закон жизни для каждого христианина. В этот именно момент душа, как бы напоенная из живоносного источника, обретает новые силы и крепость, и с удвоенной, сугубой ревностью может возносить свои молитвы к Богу. То, что время это наиболее благоприятно для совершения моления о всей Церкви, подтверждают и слова Спасителя, сказанные Им на Тайной Вечери своим ученикам: "Аще пребудете во Мне, и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам" (Ин.15.7.). А чтобы еще теснее ощутили мы связь со всею Церковью, диакон называет по именам всех православных, помянутых в записках, подаваемых нами, всех, за кого будет принесена Бескровная Жертва в таинстве Евхаристии.

Не только о живых, но и об усопших молимся мы на сугубой ектении. Вместе с тем для поминания усопших установлена Церковью на Божественной литургии особая, заупокойная ектения. На ней мы молимся об упокоении душ всех усопших православных христиан и сугубо поминаем родных и близких, о коих поданы были в алтарь записки. А поскольку надеемся мы воскреснуть для жизни вечной только чрез Господа нашего Иисуса Христа, то к Нему, нашему воскресению, жизни и покою и обращается иерей в заключительном возгласе ектении, прося Его помянуть всех усопших православных христиан.

Последней на литургии оглашенных произносится ектения о самих оглашенных. Так раньше называли людей, готовящихся ко святому Крещению и проходящих различные испытания прежде введения их в лоно Церкви. Оглашенные, как только научаемые вере, не могли участвовать в главном христианском таинстве - Евхаристии, и потому, после чтения Священного писания должны были покинуть храм. Для напутствия их и была установлена ектения, в которой верные молились о скорейшем соединении с Церковью наставляемых в вере людей.

Но не только оглашенным возбранялось участие в Евхаристии. Недостойными этого считались также христиане, совершившие особо тяжкие грехи и за то отлученные от Святого Причащения. Все они, в зависимости от тяжести наложенной на них эпитимии, делились на четыре рода: плачущих, послушающих, припадающих и стоящих с верными. Плачущие, как несущие высшую степень покаяния, не могли даже войти в храм, но должны были стоять все время службы на паперти, прося молитв у входящих. Послушающим дозволялось стоять с оглашенными в притворе, но по удалении последних они также должны были покинуть храм. Последние два рода кающихся могли стоять всю службу наравне с верными, но не допускались ко Причастию. О всех этих древних правилах полезно вспоминать нам, нынешним христианам, почти уже забывшим о существовании в недалеком еще прошлом суровых епитимий, не знающих подчас, что такое истинное покаяние и сокрушение о грехах. Поэтому молясь за ектенией об оглашенных, о некрещеных и заблудших родственниках и знакомых, каждый из нас должен мысленно вопрошать свою совесть, достоин ли он наравне с верными участвовать в таинстве Евхаристии.

Но независимо от того, каков человек перед Господом, праведен он или грешен, христианин или язычник, он живет Его милостью и потому должен всегда воздавать Ему хвалу. Об этом напоминает нам заключительный возглас ектении: "Да и тии с нами хвалят пречестное и великолепное Имя Твое...".

На этом заканчивается литургия оглашенных. Сразу вслед за повелением оглашенным покинуть храм начинается литургия верных. Называется она так потому, что участвовать в ней и причащаться Святых Христовых Тайн могут одни верные, то есть лица, принявшие православную веру через Крещение и сохраняющие верность Заповедям.

Открывают литургию верных две ектении, которые могут быть названы ектениями верных. Это первые молитвы верных, собравшихся для участия в таинстве Евхаристии. О чем прежде всего молятся христиане - это о мире душевном, без которого никто не дерзает приступать к Причастию. Вторая ектения верных заимствует свои прошения из ектении великой, исключая прошения о лицах. Так как великая ектения поставлена в начале Вечерни, Утрени и Божественной литургии, то Церковь почитает уместным поместить ее и в начале литургии верных для того, чтобы вновь прониклись мы молитвенным чувством перед началом священнодействия. По окончании прошений обеих ектений верных диакон возглашает:

"Премудрость". Тем самым он призывает народ к особому вниманию, имея в виду предстоящее священнодействие - первое явление Святых даров молящимся. Заключительный возглас ектении сообщает нам и образ нашего участия в совершающемся таинстве - это совершенное предание себя воле Божией, чтобы, сохраняемые под Его державою и отложив всякое житейское попечение, мы могли благоговейно созерцать Господа, грядущего ради нашего спасения.

Теперь совершается Великий вход: при пении Херувимской песни священнослужители исходят из алтаря со Святыми Дарами. Великий вход таинственно изображает шествие Спасителя на Голгофу, а последующее внесение Святых Даров в алтарь - Его смерть и погребение. В эти минуты все мы предстоим как бы пред Гробом Господним, ожидая, в таинственном преложении Хлеба и Вина в Тело и Кровь Христовы, стать свидетелями его Воскресения. И чтобы с большим дерзновением могли мы участвовать в Евхаристии, Церковь призывает помолиться о предложенных честных Дарах, чтобы Господь благоволил освятить их и нас соделал достойными приносимой жертвы, ущедрив нас своими духовными дарами. Утверждая нас в молитвенном уповании ко Господу, иерей в заключительном возгласе напоминает, что всем в своей жизни мы обязаны Его щедротам - единственной причине и источнике наших благ.

Но приступать ко Святому Причащению мы можем не иначе, как с молитвою, и потому Церковь призывает нас прежде помолиться о "принесенных и освященных Честных Дарех". Для этого и произносится просительная ектения. Помня о том, что это последнее наше моление перед тем, как мы приступим к Чаше, должны мы совершить его с особым вниманием и благоговением, как бы последний раз в своей жизни, готовясь предстать перед самим Господом. Чтобы молитва наша обрела дерзновение, которого мы часто бываем лишены по причине всегдашнего недостоинства перед Господом, Церковь призывает нас молиться не только от себя, но вкупе со всеми святыми, пребывающими на небесах и живущими на земле. В этой ектении мы молимся о том, чтобы Господь благоволил принять принесенные и освященные Святые Дары - Плоть и Кровь Своего Единородного Сына - в благоприятную жертву Себе, приносимую Иисусом Христом за грехи всего мира и во свидетельство нашего с Ним примирения; ниспослал нам Божественную благодать и дары Святого Духа. С этим главным прошением ектении соединяются также и те, которые были произносимы ранее, на великой и просительной ектениях. В конце ектении испрашивается соединение веры и причастия Святого Духа, чтобы потребляемые Святые Дары не пропали втуне, но произвели в нас благодатное действие, преобразили нас, приблизили наше поврежденное грехом человеческое естество к образу Божию. И теперь, когда мы приготовили себя к соединению с Христом, иерей обращается к Богу-отцу, сущему на небесах, умоляя Его сподобить людей, собравшихся в церкви, великой милости называться Его детьми и со дерзновением, неосужденно взывать Ему словами молитвы Господней. Этим обращением ко Господу иерей от лица всех молящихся смиренно исповедует, что нет среди нас достойных Святого Причащения, но только благоволением Небесного Отца сподобляемся неосужденно приступить к Чаше. Отвечая на этот призыв, народ поет "Отче наш...", а вслед за этим наступает и самый момент причащения.

Последняя в чине Божественной литургии ектения произносится после благодарственной песни по Святом Причащении "Видехом Свет истинный...". Этой ектенией Церковь, от лица всех, сподобившихся причащения Святых Тайн, благодарит Господа за великую милость, подобно тому благодарственному псалмопению, которое совершили Апостолы после Тайной Вечери, исшедше вместе с Господом на гору Елеонскую. Призывая к молитве о Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайнах, Церковь приближает нас к пониманию величия полученного нами в таинстве Евхаристии дара, которое, вкупе с чувством собственного недостоинства, рождает в душе верующих умиление и наполняет сердце радостным трепетом. Готовясь с миром отойти из храма, мы просим Господа сохранить нас своею благодатию и среди всех предстоящих нам житейских обстоятельств сохранить в нас ту частицу Божественного пламени, которую мы отныне носим в себе. Ему, нашему Освящению, и воздается слава в заключительном возгласе ектении.


Прив. по: Ектения, Москва, Изд-во "Композитор".
Авторы составители: Ю.Евдокимова, А.Конотоп, Н.Кореньков.

  • Перейти к оглавлению

    Спонсоры:




    Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта. © 1999-2007, www.canto.ru.

    Яндекс.Метрика