Ю.Н.Холопов

Понятие лада в связи с ладовой спецификой
русской монодии.

1. Понятие лада - одно из центральных в теории музыки; ладовые отношения суть выражение специфически-музыкальной (звуковысотной) связности и осмысленности.

Обобщающий характер термина "лад" в русской музыкальной теории; применимость его к древней монодии, и к классической тональности мажорно-минорного типа, и (например, в теории Яворского) к системам звуковысотной организации XX века.

2. Содержание понятия исторически изменяется в связи с эволюцией музыкального мышления. Наиболее распространенное ныне понятие лада идет от научных исследований и учебников, предусматривающих в качестве изучаемого материала музыку мажорно-минорной тональной системы. Отсюда естественное выдвижение в понятии лада на первое место категории тяготения к ладовому устою, центру, по существу - тонального тяготения, которое объединяет целое и позволяет говорить о едином целом на основе одного доминирующего в нем основного тона.

3. Фактическое отождествление понятия лада со спецификой особого рода ладовой системы - европейской гармонической мажорно-минорной тональности, - вполне оправданное методически в традиционном учебнике гармонии, оказывается неверным по отношению к ряду явлений древнейшей и новейшей музыки, противоречит обобщающему характеру термина "лад". В сколько-нибудь развитых по форме мелодиях знаменного распева не оказывается объединяющего сквозного тонального тяготения. Но это не значит, что в древнерусской монодии "нет лада". Это значит, что требует уточнения понятие лада (его нельзя отождествлять с принципом главенства единого тонального основного тона, и вместе с тем нельзя вступать в противоречие с такой трактовкой).

4. Общие критерии понятия лада (позволяющие объеденить весьма разнородные явления музыки): 4.1 Определенного рода эстетическое единообразие и целостность высотной структуры - слаженность. 4.2 Система высотных связей на основе устоя, опоры (звука или созвучия).

5. Приложимость этих критериев к звуковысотной организации древнерусской монодии. Типологическая специфика ее - принадлежность к ладам модального типа (где, как и в восточных монодических ладах, доминирующий признак - не сквозное тональное тяготение, а мелодическое движение по определенному звукоряду). Наименование древнерусских (знаменных) ладов - гекзаих (или гексаих: по аналогии с октоихом). Ладов всего шесть (три пары).

6. Компоненты ладовой структуры: 6.1. Ладовый звукоряд ("обиходный"). 6.2. Ладовый устой (конечный тон строки, попевки). 6.3. Ладовые ходы по определенным ступеням, согласно принципам мелодии-модели (или "реперкуссии"; функционирование лада в рамках определенных мелодических формул-попевок). 6.4. Ладовые опоры (устойчивые звуки в начале и середине мелодии). 6.5. Неустои (проходящие и вспомогательные, соотнесенные с опорами и устоями).

7. Возможность и полноправность категории лада в условиях отсутствия единого ладового тяготения тонального типа. Ладовая система древнерусской монодии - одна их трех великих модальных систем европейской музыки (наряду с античной и грегорианской). Глубокая оригинальность системы в том, что их три пары - по числу возможных устоев в каждом "согласии" русского звукоряда. Система русских ладов типологически связана с древнегреческой "малой совершенной системой" (от A до d), отличаясь добавленной снизу "гаммой" - ступенью G.


Ю.Н.Холопов, проф. Московской консерватории им.П.И.Чайковского.
Школа знаменного пения, N1 1996, издание Спасского собора б.Андроникова монастыря, Москва 1996.

  • Перейти к оглавлению

    * * *

     

    Спонсорская ссылка:

  •  
    Поиск

    Воспользуйтесь полем формы для поиска по сайту.
    Версия для печати

    Навигация по сайту:


    Воспользуйтесь картой сайта
    Портал
    Православный Календарь
    Новостная лента
    Форум

    Rambler's Top100

    Спонсоры:

    Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта.

    © 1999-2007, Evening Canto.

    Сайт на CD-ROM


    Rambler\'s Top100

         
    PHP 4.3.7. Published: «Evening Canto Labs.», 1999-2001, 2002-2007.