ѕравославна€ энциклопеди€, ÷ерковное пение

3. ѕевческа€ культура ћосковской –уси (2-€ пол. XV - 1-€ пол. XVII в.)

¬тора€ традици€ знаменного пени€, сменивша€ древнейшую, была зафиксирована в рукопис€х преимущественно в посл, трети XV в. ќна получила название "столповой" (напр., "»мена знамению столповому" в азбуках посл. четв. XV-XVII вв.) в св€зи с распространением нотированного в обновленной системе корпуса стихир ќктоиха - книги, в которой содержалс€ восьминедельный цикл песнопений - "столп". ѕроизводность столпового распева от древнейшего сло€ знаменных песнопений про€вл€етс€ в родстве нотации, в сходстве записи одних и тех же песнопений, особенно в каденционных оборотах. —толповым стилем были распеты все певческие книги. ћелодико-графические версии большинства песнопений в целом, однако, значительно отличаютс€ от предшествовавшей первой знаменной традиции. —толповому распеву свойственны сокращение речитации, увеличение степени распевности во всех видах песнопений, развита€ система мелодических формул (попевки, лица, фиты), ставша€ основной характеристикой гласа и приведша€ к жесткой кодификации распева. —тилева€ однородность богатого словар€ формул обеспечивалась господством в них единой мелодической модели - поступенных мелодических рисунков в пределах терции-кварты с посто€нным опеванием опорных тонов. “онка€ игра подобными формами, сцепление попевок, основанных на сходных мелодических схемах, близки расцветшему в XV в. риторическому стилю "плетени€ словес".


—тихира прп. —имеону —толпнику. —тихирарь минейный. ѕоcл. четв. XVв. —толповой знаменный распев (√»ћ. ≈парх. є 174. Ћ. 21)

ќдновременно со столповым распевом в рукопис€х по€вились два новых певческих стил€ - путевой (путь) и демественный (демество) распевы. —тадии развити€ пути и демества в значительной мере совпадали. ƒо посл. четв. XVI в. они записывались столповой нотацией (с посл. четв. XV в. содержали характерный признак - начертание "э" в текстовой строке, значение которого составл€ет предмет дискуссии); позднее песнопени€ фиксировались как столповой, так и собственной формой нотации - путевой нотацией, демественной нотацией (в XVIII в. путь оп€ть записывалс€ столповой нотацией). — XVII в. репертуар путевого распева дублировал столповой, по€вились рукописи, полностью написанные путевой нотацией.

–епертуар демества до XVIII в., когда распространилась старообр€дческа€ книга ƒемественник, оставалс€ ограниченным (преимущественно неизмен€емые песнопени€ литургии, отдельные песнопени€ вечерни и утрени). ѕуть, подобно столповому распеву, сохран€л принцип осмогласи€; в обоих стил€х вне гласовой системы оставалась лишь значительна€ часть песнопений ќбихода. ƒемеством были распеты в основном песнопени€, не имевшие гласовой принадлежности. ѕутевой стиль, культивировавшийс€ главным образом в крупных мон-р€х (“роице-—ергиевом,  ирилло-Ѕелозерском), отличалс€ от столпового большей прот€женностью внутрислогового распева, т€желовесной торжественностью, длительным пребыванием в одной высотной области, несоблюдением просодии. " расное" демество представл€ло другую разновидность торжественного пени€, происход€щую от византийского калофонического пени€. ќно характеризовалось еще большей степенью распевности в сочетании с подвижностью, прихотливой изменчивостью мелодического рельефа, ритмической изощренностью - обилием скачков, сложными сочетани€ми длительностей звуков, специфическими фигурами с пунктирным ритмом.

ѕочти одновременно с путем и демеством возникли ранние формы многоголоси€, записывавшиес€ безлинейной нотацией. ¬ 1-й четв. XVI в. количество многоголосных песнопений было крайне ограниченным (многолети€, 136-й пс.), голоса записывались раздельно, но уже в нач. XVII в. существовал обширный многоголосный репертуар, развитие которого св€зано с по€влением путевой, казанской (см.  азанское знам€) и демественной нотаций. ¬ XVI - 1-й пол. XVII в. распространилось двух-и трехголосие, с 70-80-х гг. XVII в.- четырехголосие; голоса назывались верх, низ, путь, демество. ѕо€вились формы партитурной записи многоголоси€ - в виде т. н. деленной партитуры (напр., демество отдельно, а путь и низ в виде двухголосной партитуры) и в виде полной партитурной записи (трех- и четырехголосные партитуры). ѕутевой распев и его нотаци€ стали основой строчного многоголоси€, которым распеты все типы певческих книг (см. —трочное пение). ƒемественное многоголосие, базирующеес€ на монодийном деместве и его нотации, типично дл€ неосмогласных песнопений ќбихода. ќбеим разновидност€м раннего многоголоси€ свойственны полимелодичность, линеарность голосоведени€, параллелизм интервалов (в т. ч. кварт, квинт), возникновение диссонирующих созвучий и их последовательностей.


"Ќыне —илы Ќебесные". —тихирарь. 1677 г. ѕутевое трехголосие (√»ћ. „ертк. є 333. Ћ. 82 об.)

Ќекоторые исследователи с помощью транспозиции отдельных фрагментов мелодии в дешифровках добиваютс€ консонантности вертикали, однако больша€ дол€ произвольности, а также частое отсутствие в рукопис€х транспозиционных знаков заставл€ют сомневатьс€ в правильности этого подхода. —о 2-й пол. XVI в. в знаменном пении, а с XVII в.- в пути и деместве распространились варианты распева одного и того же текста, св€занные с перераспределением канонических формул, изменением уровн€ распевности или с местной певческой традицией. ќни сопровождались терминами, отмечавшими отклонени€ от нормативного варианта: "ин роспев", "ин перевод", "ино знам€", большой распев и меньший распев, "путь троицкий", "псковский перевод демеством" и т. п. (см. ћестные распевы). ќдновременно творчество начинало утрачивать анонимность, в рукопис€х кон. XVI-XVII вв. по€вились имена распевщиков и теоретиков, учителей церковного пени€ (см. јвторские распевы). ћногие из них св€заны с певческой школой Ќовгорода ¬еликого - ¬арлаам (–огов), впосл. митр. –остовский, младший брат возглавл€вшего школу —аввы –огова, игум. ћаркелл (Ѕезбородый), —тефан √олыш, »ван Ўайдур. ¬ новгородской школе обучались московские распевщики св€щ. ‘едор ’ристианин и крестовый дь€к »ван Ќос, глава усольской (строгановской) школы (см. ”сольский распев) »сай€ (»ван Ћукошко) (впосл. архим. –ождественского мон-р€ во ¬ладимире) был учеником —тефана √олыша. ÷ентральное положение в развитии новгородского певческого искусства занимал архиепископский (с 1589 г. митрополичий) хор —офийского собора. ¬ сер. XVI в. он состо€л из четырех групп певчих - большей и меньшей станиц дь€ков и подь€ков, в каждую из них входило 6-7 певцов. “акую же структуру имели государев и митрополичий (с 1589 г. ѕатриарший) хоры ћосквы (см. јрхиерейские певчие, √осударевы певчие). ¬нутри станицы певчие, специализировавшиес€ на исполнении того или иного голоса в многоголосии, назывались вершниками, путниками, нижниками, демественниками. — московской традицией св€зано творчество головщика “роице-—ергиева мон-р€ Ћоггина  оровы (Ўишелева) и диакона той же обители »оны («у€).

¬ XVI-XVII вв. широко распространилс€ паралитургический жанр пока€нного стиха (пока€нны, пока€лны), зародившийс€ еще в сер. XV в. ѕодборки стихов записывались невмами на восемь гласов, текстами, нар€ду со вновь составленными, служили тропари и стихиры преимущественно пока€нного содержани€.   40-м гг. XVI в. относитс€ самое раннее упоминание о разыгрывании пещного действа в новгородском —офийском соборе (в рукопис€х часто записывалось демеством), во многих документах XVII в. содержитс€ описание хождени€ на осл€ти. –усска€ форма литургической драмы (см. ƒейства литургические), св€занна€ с византийской традицией, имеет общие черты и с западноевропейскими sacre rappresentationi ("св€щенными представлени€ми", итал.). ¬ св€зи с бурным развитием певческого искусства в XVI-XVII вв. по€вились многочисленные теоретические руководства: помимо известных с XV в. азбук с перечнем основных столповых знамен в XVI в. распространились объ€сн€ющие способы их исполнени€ азбуки-толковани€, а с нач. XVII в. - обширные собрани€ формул (попевок, строк, фит). ¬ нач. XVII в. были созданы первые азбуки путевой нотации, затем близкой ей казанской нотации; известные демественные руководства относ€тс€ к XVIII в. «наки новых видов нотации объ€сн€лись с помощью сочетаний столповых знамен, соответствующих их значени€м (т. н. грани), подобно руководству - двознаменнику по столповой нотации 2-й пол. XVII в., передававшему смысл знамен с помощью киевской нотации ("—казание о нотном гласобежании" архим. “ихона ћакарьевского). »справление богослужебных книг, начатое при ѕатриархе ‘иларете, активизировалось в сер. XVII в. при ѕатриархах »осифе и Ќиконе. –езультатом работы специально собранной первой группы дидаскалов (знатоков древнерусских традиций церковного пени€), исправл€вших нотированные тексты (1652-1654), в которую входил »ван Ўайдур, стала унификаци€ киноварных помет, уточн€вших высотное положение невм и детали их исполнени€. —истема "шайдуровых" помет регул€рно примен€лась с сер. XVII в. во всех певческих стил€х и многоголосии. ¬тора€ группа дидаскалов работала в 1669-1670 гг. при ћосковском ѕечатном дворе. ¬ нее входили представители разных певческих школ, в т.ч. старец —аввино-—торожевского мон-р€ јлександр ћезенец (—тремоухов). »з текстов »рмологи€, послужившего образцом дл€ исправлени€ других певческих книг, была изъ€та хомони€; возникло т.н. новое истинноречие, или пение "на речь", соответствовавшее звучанию текстов при чтении. ƒл€ облегчени€ печати вместо киноварных помет была разработана система тушевых признаков, в 1671 г. был отлит набор невм с признаками и в заключение јлександром ћезенцем написан трактат "»звещение о согласнейших пометах".

». ≈. Ћозова€


÷ерковное пение, ». ≈. Ћозова€, ≈. ё. Ўевчук.
ѕравославна€ энциклопеди€, –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь, ћ. 2000.

  • Ќазад
  • ѕерейти к оглавлению
  • ƒальше

    * * *

  •  
    ѕоиск

    ¬оспользуйтесь полем формы дл€ поиска по сайту.
    ¬ерси€ дл€ печати

    Ќавигаци€ по сайту:


    ¬оспользуйтесь картой сайта
    ѕортал
    ѕравославный  алендарь
    Ќовостна€ лента
    ‘орум

    яндекс.ћетрика
    Rambler's Top100

    —понсоры: »мплантаци€ зубов в —очи

    —вои отзывы, замечани€ и пожелани€ можете направить авторам сайта.

    © 1999-2007, Evening Canto.

    —айт на CD-ROM


    Rambler\'s Top100

    –Ш–Љ–њ–ї–∞–љ—В–∞—Ж–Є—П –Ј—Г–±–Њ–≤ –≤ –°–Њ—З–Є

         
    PHP 4.3.7. Published: ЂEvening Canto Labs.ї, 1999-2001, 2002-2007.