–усское церковное многоголосие

ƒраматична судьба русского церковного многоголоси€, которое в своей самобытности и красоте выдел€етс€ во всем православном мире. –усское многоголосие возникло в церковном пении, видимо, с очень давних пор и главное - без какого-либо заимствованного извне образца. Ќи у греков, ни у сирийцев, ни у народов древнеслав€нского региона такого многоголоси€ не было. ќднако, те скромные формы многоголосного церковного пени€, какие у них были, они любовно сберегли до насто€щего времени. ћы же свое потер€ли. ѕоэтому, думаетс€, что в насто€щий момент, когда русское ѕравославие вновь набирает свою силу, нам необходимо вспомнить про наши отечественные традиции многоголосного пени€.

–усское церковное многоголосие исключительно в своем своеобразии, необычной красоте, насыщенности и глубине смыслов, одухотворенности. ≈го часто сравнивают с древнерусскими иконами, и это сравнение действительно наиболее уместно. ћного€русные древнерусские фрески и иконы, на которых может быть изображено одновременно несколько пространственных, временных и "сюжетных" пластов, св€занных единством высшего смысла, сопоставимо с самосто€тельными €русами - лини€ми мелодических голосов в многоголосии. “аких расположенных по вертикали €русов в иконе могло быть два или три. –авно и в многоголосии преобладало двух или трехголосие. (ѕо€вление в русском церковном пении четырехголоси€ говорит нам уже о воздействии на него юго-западного примера.) ѕодобно тому, как могли искусно переплетатьс€ линии "€русов" в иконном изображении - одна входить в "поле" другой, голоса-мелодии "врастали" друг в друга, образу€ причудливые комбинации сочетаний. »мело многоголосие и некую "зрительную" аналогию с иконописью: средний голос в нем записывалс€ красным цветом, а крайние - черным. ¬ рукописных певческих книгах церковное многоголосие по€вл€етс€ в XVI веке (или немного раньше). ѕо крайней мере, в „иновнике архиепископа Ќовгорода и ѕскова, отражающем практику начала XVI века, уже имеетс€ упоминание о пении "с верхом", т.е. как минимум двум€ голосами, один из которых есть "верх".

ќп€ть-таки, как и в случае с одноголосными распевами, прочесть церковное многоголосие до середины XVII века мы пока не можем. “е же многоголосные распевы, которые поддаютс€ пониманию и исполнению, показывают нам уникальное певческое искусство. „то наиболее характерно дл€ русского церковного многоголоси€? ѕрежде всего то, что оно складываетс€ на основе мелодических распевов.  аждый голос представл€ет собой вариант распевани€ данного текста и может при надобности звучать отдельно как полноценна€ мелоди€. Ёто, пожалуй, самое главное. ќтсюда проистекают все другие особенности многоголоси€. »меющее мелодическую природу, оно максимально вы€вл€ет свойства русских одноголосных распевов - их пластичность, широту, гибкость ритмических рисунков, их несимметричность (отсутствие об€зательной кратности при дроблении крупных длительностей). –усское православное многоголосие обладает теми же качествами, что и русское православное одноголосие. ќно слагаетс€ как венок из линий-голосов, переплетающихс€ в непредсказуемых сочетани€х. ќсновной вариант распева идет в среднем голосе - том, который в рукопис€х выписываетс€ киноварью. —амыми развитыми в мелодическом отношении €вл€ютс€ обычно крайние голоса: их совместное звучание отвечает всем тем "нормам" согласовани€, которые отражают слышание нашими предками "совершенной" гармонии. ¬торой такой же "акустически" чистой парой голосов €вл€ютс€ нижний и средний. —очетание же среднего голоса и верхнего возникает как результат объединени€ двух названных пар голосов: оно допускает разнообразные варианты диссонансов, чаще всего секундовых. ѕри этом ни одна из мелодий не тер€ет тех качеств, которые свойственны распеву. Ёто не те "безликие" голоса, какими они станут позднее в сочинени€х партесного стил€ и написанных по их законам обработках русских распевов: каждый голос дает свой "лик" мелодии, свое отражение текста, свое его толкование.

¬ русском церковном многоголосии нет четкой периодичной пульсации, выдающей всегда "мирской" характер музыки. ќно как бы и вовсе не членитс€, но плавно течет от начала к концу каждой словесной фразы. ќно так же одухотворено и "надмирно", как и каждый из слагающих его одноголосных распевов. ¬месте с тем корни отечественного церковного многоголоси€ уход€т в такую глубину русского духовного сознани€, на которой смыкаютс€ церковное и фольклорное песенные начала. ѕоэтому русское церковное многоголосие порой схоже чем-то с древним русским песенным фольклором.

—пецифику русского церковного многоголоси€ полностью передает его крюкова€ запись.  аждый голос при этом записан как бы сам по себе, в своем пространственном и временном измерении (вспомним оп€ть-таки древнерусские иконы). «апись не указывает на то, как голоса должны между собой соотнестись: это было полностью отдано певчим, которые знали "законы сведени€" голосов в общее звучание. ќп€ть-таки, запись содержала в себе элемент "тайнозамкненности". ќн сохранилс€ до некоторой степени и при переводе крюкового многоголоси€ на линейную нотацию, хот€ в целом можно сказать, что любые переводы с крюков на ноты несут с собой большие потери.

–усское церковное многоголосие называют "строчным" (от слова "строка" в значении певческа€ парти€). Ёто название глубоко соответствует природе и сути многоголоси€. “ак как больша€ часть многоголосных распевов записана знаками демественной нотации ( одной из разновидностей крюковой), то "строчное" многоголосие именуют также и демественным.

√олоса "строчного" многоголоси€ в записи обозначалась как "низ", "путь", "верх", "демество". —оответственно, певчие звались "нижник", "путник", "вершник", "демественник". ћногие исторические документы XVII века передают нам живую и богатую, своеобычную и устойчивую традицию певческой жизни русской церкви: умение певчих исполн€ть каждую "строку" многоголоси€, по крайней мере, стремление к этому ("а чего не знаю, того Ѕога. буду молить и учитис€ рад", - говорит один из певчих в своем отчете митрополиту); владение ими огромным певческим "репертуаром", в котором находились практически все песнопени€ ¬сенощного бдени€ и Ѕожественной литургии. »менно русским певчим, многие имена которых нам известны, об€заны мы тем, что русское церковное многоголосие в пору гонений на него было сохранено под "прикрытием" нового партесного пени€ и его нотолинейной записи. –аспевщики переводили на новое нотолинейное письмо старые "строчные" песнопени€, которые хорошо знали, любили и заботились сохранить. „асть многоголосных распевов, которые мы даем в нашем ѕриложении, вз€ты нами из нотолинейных певческих книг XVII века.

–усское церковное многоголосие ушло из церкви не потому, что изжило себ€. ќно было вытеснено партесным пением, не без волевого участи€ в этом акте отдельных де€телей русской истории. –усское церковное пение оказалось "зеркалом" трагедий, происшедших и в истории –оссийского государства, и в истории церкви(*).


(*) "≈сли по€вление строчного пени€ в XVI веке было вызвано победным шествием ÷еркви в мир, ... то по€вление партесного многоголоси€ св€зано с ущемлением церковного начала, с наступлением мира на ÷ерковь ... ѕартесное многоголосие по€вилось как симптом бед, постигающих ÷ерковь, и в этом его родство и обусловленность западными формами многоголоси€, также порожденными церковным нестроением ... ¬от почему в момент раскола в ÷еркви начинает звучать мирское, то есть партесное пение. Ќе может быть ангелоподобности там, где нет единени€ и мира, и именно поэтому в –оссии с середины XVII века раздались звуки партесного пени€." (ћартынов ¬.». »стори€ богослужебного пени€. —.180-181).


ѕрив. по: ≈ктени€, ћосква, »зд-во " омпозитор".
јвторы составители: ё.≈вдокимова, ј. онотоп, Ќ. ореньков.

  • ѕерейти к оглавлению

    * * *

  •  
    ѕоиск

    ¬оспользуйтесь полем формы дл€ поиска по сайту.
    ¬ерси€ дл€ печати

    Ќавигаци€ по сайту:


    ¬оспользуйтесь картой сайта
    ѕортал
    ѕравославный  алендарь
    Ќовостна€ лента
    ‘орум

    яндекс.ћетрика
    Rambler's Top100

    —понсоры: »ндикаторный электронный толщиномер “ехинтест “≈’»Ќ“≈—“ ќќќ "“≈’»Ќ“≈—“".

    —вои отзывы, замечани€ и пожелани€ можете направить авторам сайта.

    © 1999-2007, Evening Canto.

    —айт на CD-ROM


    Rambler\'s Top100

    –Ш–љ–і–Є–Ї–∞—В–Њ—А–љ—Л–є —Н–ї–µ–Ї—В—А–Њ–љ–љ—Л–є —В–Њ–ї—Й–Є–љ–Њ–Љ–µ—А –Ґ–µ—Е–Є–љ—В–µ—Б—В –Ґ–Х–•–Ш–Э–Ґ–Х–°–Ґ –Ю–Ю–Ю "–Ґ–Х–•–Ш–Э–Ґ–Х–°–Ґ".

         
    PHP 4.3.7. Published: ЂEvening Canto Labs.ї, 1999-2001, 2002-2007.