¬л.ѕротопопов

«аключение

–усские музыкально-литературные труды XVII - начала XVIII века - эстетические, исторические и теоретические - имели необыкновенно важное значение. ћузыка в них стала рассматриватьс€ не как церковное пение и его запись, но как широкое и всеобъемлющее искусство, как необходима€ сторона жизни общества. “ем самым пришло понимание исторической роли музыки в жизни –оссии, национальной самобытности музыкального творчества. » в прежние века это постигалось, поскольку создавались азбуки знаменного пени€ и его составных элементов, но XVII век дал в этом отношении нечто большее - определение русского в отличие от иноземного, понимание своеобрази€ русского знаменного мелодизма. ќн предстал в новом свете со своими неповторимыми особенност€ми, которых прежде как будто не замечали, а если и замечали, то о них не говорили, не писали, хот€ материал дл€ сопоставлений несомненно существовал: приезжали в ћоскву греки из  онстантинопол€, с јфона и из других мест, можно было установить отличи€ их пени€ от русского. ќднако художественное сознание еще не достигло того уровн€, когда станов€тс€ €сны различи€ музыкальных культур разных народов. XVII век все это зафиксировал.

јнонимный автор "ѕредислови€ откуду и от коего времени" доказывал, что русские не уклон€ютс€ от общеприн€того осмогласи€, сохран€€ единство восточно-христианского религиозного направлени€, но внос€т свое слово, обогащают общее индивидуальным. ¬нимание к общей теории осмогласи€ не прошло мимо де€телей культуры, что отразилось в содержании 16-й главы " ниги о вере" (ћ., 1648). “ут впервые находим попытку объ€снить смысл осмогласи€, еще наивно, по-детски, однако в самой этой попытке уже есть желание вникнуть в суть того, что до тех пор было закрыто дл€ объ€снени€. јвтор 16-й главы вр€д ли был музыкантом, иначе он бы пришел к системе ладов, котора€ лежит в основе осмогласи€, как это отчасти сделал ƒилецкий в образцах кадансов во всех восьми гласах[1]. ƒл€ русской культуры это было значительным шагом вперед.

Ќовое отношение к музыке с позиций ее всеобщности привело к глубокому эстетическому определению сущности музыки у  оренева. ≈сли бы оно увидело свет в печатном издании XVII века, то могло бы конкурировать с толковани€ми музыки в западноевропейских эстетических трудах того же времени, - этого мы уже касались выше. —толь же важны и исторические сведени€ о песнопени€х, приводимые  ореневым, обращавшимс€ к упом€нутой " ниге о вере", что указывает на элементы историзма, присущие его "ћусикии". Ћишь литература XIX века даст полное вы€снение того, как складывались и кому принадлежали тексты песнопений, вошедших в обиход. —пецифически русское у  оренева заключено в критике троестрочи€ и демественного стил€, в пропаганде же гармонического пени€ заложено устремление в будущее.

"ћусикийска€ грамматика" ƒилецкого, исходивша€ из тех же позиций многоголосного пени€, перевела основательные эстетические категории в область музыкальной теории. ¬место элементов музыки, фиксировавшихс€ прежде в знаменных азбуках в –оссии, и системы контрапункта - на «ападе ƒилецкий разработал концепцию музыкальной композиции как законченного художественного целого. ¬ центре теории ƒилецкого - хоровой концерт как сложнейша€ форма русской музыки второй половины XVII - начала XVIII века. ¬ нем и широта образов, и €рка€ красочность, и празднична€ гимничность, и лирическа€ задушевность, все, что мог дать партесный стиль. “еори€ точно отразила творческую практику своего времени, что и обеспечило жизнь теории до тех пор, пока сохран€лс€ партесный стиль. XVIII век продолжал пользоватьс€ ее плодами, его течение было спокойным, ровным до тех пор, пока не изменились услови€ развити€ русской музыки. —оздание русской оперы, воздействие западноевропейской культуры через де€тельность италь€нских композиторов в ѕетербурге, обучение и де€тельность русских композиторов в »талии (Ѕерезовский, Ѕортн€нский) и т.д.- результаты этого процесса скажутс€ на интересе к музыкально-теоретическим работам западноевропейских авторов. “аковы клавирна€ школа √. —. Ћелейна, "ѕравила гармонические и мелодические дл€ обучени€ всей музыке" ¬инченцо ћанфредини, переведенные —. ј. ƒегт€ревым (—пб., 805)[2], где осваивались и уточн€лись терминологи€ и пон€ти€ в области музыкальной теории[3].

¬рем€ русских оригинальных трудов впереди, в XIX веке, давшем прежде всего через критические анализы в стать€х ј.H.—ерова разработку проблем музыкальной композиции, после чего уже последовали собственно теоретические труды ѕ.».„айковского, H.ј.–имского- орсакова, —.».“анеева и других классиков русской музыкально-теоретической мысли. ќт них путь к новым исследовани€м.

ѕ–»ћ≈„јЌ»я

[1] "»деа...".—. 452-453.

[2] ¬инченцо ћанфредини (1737-1799) работал в ѕетербурге придворным капельмейстером, композитором и педагогом в 1755-1769 годах. ¬торично ћанфредини приехал в ѕетербург в 1796 г. и прожил здесь до кончины. —м.: ‘индейтен H. ќчерки по истории музыки в –оссии. ћ., 1929. “. 2. —. 121-122, 151.

[3] Ќад этой темой работает Ћ. ё. ћалинина, любезно познакомивша€ автора этих строк со своими изыскани€ми.


¬л. ѕротопопов.
–усска€ мысль о музыке в XVII веке.
ћосква, "ћузыка", 1989.

  • Ќазад.
  • ѕерейти к оглавлению

    * * *

  •  
    ѕоиск

    ¬оспользуйтесь полем формы дл€ поиска по сайту.
    ¬ерси€ дл€ печати

    Ќавигаци€ по сайту:


    ¬оспользуйтесь картой сайта
    ѕортал
    ѕравославный  алендарь
    Ќовостна€ лента
    ‘орум

    яндекс.ћетрика

    —понсоры: »зготовить металлоконструкции на заказ: изготовление металлоконструкций mexcex1.ru.

    —вои отзывы, замечани€ и пожелани€ можете направить авторам сайта.

    © 1999-2007, Evening Canto.

    —айт на CD-ROM


    –Ш–Ј–≥–Њ—В–Њ–≤–Є—В—М –Љ–µ—В–∞–ї–ї–Њ–Ї–Њ–љ—Б—В—А—Г–Ї—Ж–Є–Є –љ–∞ –Ј–∞–Ї–∞–Ј: –Є–Ј–≥–Њ—В–Њ–≤–ї–µ–љ–Є–µ –Љ–µ—В–∞–ї–ї–Њ–Ї–Њ–љ—Б—В—А—Г–Ї—Ж–Є–є mexcex1.ru.

         
    PHP 4.3.7. Published: ЂEvening Canto Labs.ї, 1999-2001, 2002-2007.