Ритмика знаменного распева.
Церковное пение и народная музыка.

Здесь хотелось бы сказать об особенности ритмики знаменного распева - несимметричной и неравномерной. Это проистекает из того, что ритм и движение мелодии совершенно подчиняются ритму словесному и требованиям богослужебного текста. Музыка не имеет здесь самостоятельного господствующего значения, завися от словесного содержания. Богослужебные песнопения Православной Церкви, составленные под благодатным воздействием Духа Святого, это священно-поэтическая проза, свободное религиозно-художественное творчество, где речь по расположению предложений и их группировке в отношении ритмического строения текста зависела вполне от религиозного содержания богослужебных песнопений, выражаемых в них благочестивых мыслей и молитвенных чувств и настроений. Ритмическое строение песнопений, обуславливаемое характером их содержания, налагало, таким образом, неизгладимую печать зависимости и подчинения на ритмическое строение и движение мелодии, сопровождавшей эти песнопения.

Прямым следствием этого оказалось то, что музыкальный ритм в церковных песнопениях вполне подчинился ритму словесного их текста, а также, затем, и то, что этот ритм, вследствие свободно-художественного строения священно-поэтической прозы песнопений, также художественно-свободен по своему строению, или несимметричен, как свободен, неравномерен и сам стих этой прозы, где каждая стопа почти всегда не похожа на предыдущую, где метр постоянно меняется сообразно с свободным течением священно-поэтической речи.

В православном русском богослужебном пении знаменный распев более других сохранил эту зависимость своего несимметричного ритма и дальнейшего ритмического строения его песнопений по их внешней форме от словесного ритма этих песнопений, который, хотя и не во всей точности, есть воспроизведение своего греческого оригинала, как и самый славянский текст песнопений есть нередко буквальный, подстрочный перевод оригинального греческого текста. В подобной зависимости находятся мелодические или гласовые строки. В дальнейших формах ритмического строения знаменного распева попевки слагаются в пары, двухпарные части, строфы и более сложные группы, чередуясь между собой или по закону тематизма, в развитии, или противоположении темы, при чем и самых тем может чередоваться несколько, - или же по закону рифмования, причем сама рифма может быть или рядовая, или через строку, или через несколько строк. Строфы и большие ритмические группы попевок в свою очередь образуют между собой рифмование, так что нередко песнопения знаменного распева по своему ритмическому строению представляют собой произведения замечательного художественного творчества в отношении его форм.

Отмечая органическое родство знаменного пения с народной музыкой, тем не менее нельзя поставить между ними знак равенства. Если ладовая структура знаменного распева близка к русской народной песне, то принципы композиции в церковном пении были иные, чем в народном песенном творчестве. Народная песня строится, как правило, на основе равномерной строфичности. Текст песни представляет собой цепь строф, которые распеваются с повторением одного и того же напева, допускающим вариантные изменения, что не нарушает ощущения повторности. В церковных песнопениях текст членится на неравномерные строки, что вызывает отсутствие повторности и в музыке. Мастера пения строили свои произведения так, чтобы не одна строка не повторяла предыдущей; вместо повторения напева они прибегали к широкому использованию вариационной разработки.

Напев былин создается на основе непрерывного вариантного развития одной попевки и повторяется с каждой строкой текста, подвергаясь лишь незначительным изменениям.

Иначе обстоит дело в погласицах. Здесь попевки относятся на конец погласицы и, как правило, располагаются на одно слово, вся же предшествующая большая часть текста исполняется на одной высоте. Речитатив погласицы с этой стороны больше приближается к псалмодии, речитатив былины - к полуразговорному повествованию.

В былинных напевах сравнительно часто встречаются терцовые, квартовые и иные скачки, причем скачок в одном направлении иногда вызывает обратный скачок в противоположную сторону.

В знаменном распеве скачки - редкое явление, напев носит всегда плавный характер и основывается на ровном поступенном движении.

Разумеется, насыщение церковного пения мелодическими оборотами и интонациями народной песни не могло привести к полному стиранию границ между этими двумя важнейшими сферами древнерусского музыкального искусства. По своей внутренней идейно - эмоциональной природе, строю образов и месту, которое принадлежало церковному и народному искусству в культуре и быту древней Руси, они были глубоко различны, а порой и враждебны друг другу. При несомненной общности некоторых интонационно-мелодических признаков знаменный распев основывается на иных эстетических и конструктивных принципах, нежели народная песня.

Что же касается общего характера мелодического строя знаменного распева, то его можно определить как возвышенно-гимнический, отрешенно-просветленный. В знаменном распеве восточный прихотливый византийский орнамент как бы стал яснее, лаконичнее и строже - словно "застыл" в бескрайних снежных просторах Руси.

Для знаменного распева характерна разомкнутость и раскрытость мелодических структур, что делает их проницаемыми друг для друга. Любая знаменная структура, какой бы завершенной она ни казалась, всегда будет являться лишь элементом структуры более высокого порядка, т.е. всегда будет разомкнутой и раскрытой. Так, например, попевка, рассматриваемая как завершенная крюковая структура, есть лишь элемент песнопения, песнопение - часть богослужения, богослужение - компанент суточного круга служб, который в свою очередь является элементом в седмичном (недельном) богослужебном круге, а тот, в то же время, есть звено годового круга праздников.

  • Назад.
  • Перейти к оглавлению
  • Дальше.

    * * *

  •  
    Поиск

    Воспользуйтесь полем формы для поиска по сайту.
    Версия для печати

    Навигация по сайту:


    Воспользуйтесь картой сайта
    Портал
    Православный Календарь
    Новостная лента
    Форум

    Яндекс.Метрика

    Спонсоры:

    Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта.

    © 1999-2007, Evening Canto.

    Сайт на CD-ROM


         
    PHP 4.3.7. Published: «Evening Canto Labs.», 1999-2001, 2002-2007.