Главная День Год Составить Пасхалия Месяцеслов Поиск Настройки Справка In english
Православный календарь -» Календарь на один день

Сегодня Завтра Предыдущий день Следующий день

Суббота, 6 Января 2007 года (24 Декабря 2006 по ст.ст.)
Седмица 30-я по Пятидесятнице, Глас четвертый


Рождественский пост. Суббота пред Рождеством Христовым. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евгении Римской и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262). Прп. Николая монаха Болгарского (IX). Прп. Антиоха, монаха Палестинского и прп. Витимона Скитского. Новомч. Ахмета (Ахмеда) Краснописца Константинопольского (1582) (Греч.). Прп. Афродисия, монаха Палестинского.

Пожалуйста, поддержите наш проект!


На 1-м часе: Евр., 303 зач., I, 1-12. Мф., 2 зач., I, 18-25. На 3-м часе: Гал., 208 зач., III, 23-29. Лк., 5 зач., II, 1-20. На 6-м часе: Евр., 304 зач., I, 10 - II, 3. Мф., 3 зач., II, 1-12. На 9-м часе: Евр., 306 зач., II, 11-18. Мф., 4 зач., II, 13-23. Лит. - Евр., 303 зач., I, 1-12. Лк., 5 зач., II, 1-20.

Тропари и кондаки дня:   [скрыть]

Навечерие Рождества Христова. Тропарь, глас 4.

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. / Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Богослужебные указания:   [скрыть]

Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Глас 7-й. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Предпразднство Рождества Христова.
Прмц. Евгении.
Совершается воскресная служба вместе со службой святых отцов (см. 18 декабря) и службой предпразднства (по Марковой главе Типикона под 24 декабря: «...аще случится Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец, декемврия в 24-й день»).
На великой вечерне «Блажен муж...» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: отцов, глас 6-й — 6 (каждая стихира — дважды), и предпразднства, глас тот же — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — отцов, глас тот же: «Даниил, муж желаний...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Верте́пе, благоукраси́ся...» (догматик гласа не поется).
Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцари́ся...», со стихами (по обычаю). Паримии отцов — 3.
На литии стихиры предпразднства, глас 5-й (см. 24 декабря на «Господи, воззвах»). «Слава» — отцов, глас 3-й: «Пра́отцев собор...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Благоукраси́ся, Вифлееме...».
На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й. «Слава» — отцов, глас тот же: «Радуйтеся, пророцы честни́и...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Се время прибли́жися...».
По Трисвятом — тропарь отцов, глас 2-й (дважды), и тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» — тропарь отцов, глас 2-й, «И ныне» — тропарь предпразднства, глас 4-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии — седален отцов, глас 4-й: «Во отце́х, Боже...». «Слава, и ныне» — тот же седален.
По 2-м стихословии — седален отцов, глас 8-й: «Праздник пра́зднуим...». «Слава, и ныне» — тот же седален.
Непорочны. «Ангельский собор...». Седален отцов, глас 8-й: «Авраама, Исаака же и Иакова...». «Слава, и ныне» — предпразднства, глас тот же: «Из недр Отеческих...». Степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».
Каноны: отцов со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и предпразднства на 6.
Примечание. В каноне отцов (ирмосы: «Волною морскою...») первые два тропаря в каждой песни — воскресные1, поэтому воскресный канон Октоиха не поется (см. Типикон, 24 декабря, Маркова глава).
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Христос раждается...».
По 3-й песни — ипакои отцов, глас 8-й (единожды).
По 6-й песни — кондак («Весели́ся, Вифлееме...») и икос отцов, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Светилен отцов: «От се́мене вводится...». «Слава» — ин светилен отцов: «Патриархов избра́ннии...», «И ныне» — светилен предпразднства: «Веселися, Вифлееме...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: отцов, глас 5-й — 3, и предпразднства, глас 4-й — 3. «Слава» — отцов, глас 8-й: «Законных учений сословие...», «И ныне» — «Преблагословенна еси...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Днесь спасение...».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» — стихира евангельская 10-я.
На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь отцов2. Кондаки отцов («Весели́ся, Вифлееме...») и предпразднства («Дева днесь Превечное Слово...) читаются попеременно.
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны отцов, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и предпразднства, песнь 6-я — 4.
По входе — тропарь воскресный, тропарь отцов, тропарь предпразднства. «Слава» — кондак отцов, «И ныне» — кондак предпразднства.
Прокимен, песнь отцев, глас 4-й: «Благословен еси, Господи Боже отец наших...»; стих: «Яко праведен еси о всех...».
Апостол — Евр., зач. 328.
Аллилуиарий, глас 4-й: «Боже, уши́ма на́шима услы́шахом...»; стих: «Спасл еси нас от стужающих нам...».
Евангелие — Мф., зач. 1.
Причастен — «Хвалите Господа...» и «Радуйтеся, праведнии...».
Примечание. «Аще случится навечерие Христова Рождества в субботу или неделю, пост не бывает» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). Это предписание Устава означает, что по совершении Литургии разрешается немного подкрепиться пищей без масла: «По отпуще́нии же (Литургии. — Сост.) снеда́ем по уло́мку хле́ба, и от вина́ вкуша́ем ма́ло, и отхо́дим в ке́ллии своя́».
По окончании Литургии совершаются 9-й час и великая вечерня. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе 7-м дне», т. е. по нашему — в 1-м часу дня (см. Типикон, 25 декабря).
Если 9-й час перед вечерней не совершается, то в начале вечерни положено обычное начало. Иерей: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне» — «Приидите, поклонимся...» (трижды).
Примечание. Если перед вечерней совершался 9-й час, на котором обычное начало уже было прочитано, то вечерня начинается возгласом иерея: «Благословен Бог наш...», и далее чтец: «Прииди́те, поклонимся...» (трижды).
Псалом 103-й (священник по обычаю читает светильничные молитвы на амвоне). Ектения великая. «Блажен муж...» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й — 8 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — праздника, глас 2-й: «А́вгусту единонача́льствующу на земли́...».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 8-й: «Се ныне благослови́те Господа...».
Чтение восьми паримий праздника. После 3-й паримии, по обычаю, отверзаются царские врата. Чтец возглашает: «Глас шестый» и сам поет тропарь: «Тайно родился еси в вертепе...». По Уставу, как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. Поэтому исполнение этих тропарей со стихами совершается в таком порядке:
Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в верте́пе, но Небо Тя всем пропове́да, якоже уста́, звезду́ предлагая, Спа́се, и волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе», и сам поет: «С ни́миже помилуй нас».
Певцы поют окончание тропаря: «С нимиже помилуй нас».
Чтец произносит 1-й стих: «Основания Его на гора́х святых, любит Господь врата ́Сионя па́че всех селений Иаковлих, преславная глаго́лашася о тебе, гра́де Божий. Помяну́ Раа́в и Вавилона, ве́дущим Мя. И волхвы Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».
Певцы поют окончание тропаря: «С нимиже помилуй нас».
Чтец произносит 2-й стих: «И се иноплеме́нницы, и Тир, и людие Ефио́пстии, си́и бы́ша тамо. Мати Сион рече́т: Человек, и Человек роди́ся в нем, и Той основа́ и́ Вышний. И волхвы Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».
Певцы поют окончание тропаря: «С нимиже помилуй нас».
Чтец произносит 3-й стих: «Господь пове́сть в писа́нии людей и князе́й сих, бывших в нем, яко веселящихся всех жилище в Тебе. И волхвы Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».
Певцы поют окончание тропаря: «С нимиже помилуй нас».
Чтец произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И волхвы Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».
Певцы поют окончание тропаря: «С нимиже помилуй нас».
Чтец произносит: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. И волхвы Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».
Певцы поют окончание тропаря: «С нимиже помилуй нас».
Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем пропове́да, якоже уста, звезду предлагая, Спасе, и волхвы Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе», и сам поет его окончание: «С нимиже помилуй нас».
Затворяются царские врата. Так же исполняется тропарь и по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «Жизнодавче, слава Тебе».
По окончании 8-й паримии отверзаются царские врата. Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш...». Трисвятое не поется. По возгласе тотчас диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 1-й: «Господь рече́ ко Мне: Сын мой еси Ты, Аз днесь роди́х Тя»; стих: «Проси от Мене, и дам Ти язы́ки достояние Твое, и одержание Твое — концы земли».
Апостол — Евр., зач. 303.
Аллилуиарий, глас 5-й: «Рече Господь Го́сподеви моему: седи́ одесну́ю Мене, до́ндеже положу́ враги Твоя подножие ног Твоих3»; стих: «Жезл силы по́слет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде́ врагов Твоих»; стих: «Из чрева прежде денни́цы роди́х Тя».
Евангелие — Лк., зач. 54.
Ектения: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...», возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...». Молитва главопреклонения и возглас: «Буди держава Царствия Твоего...». Диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст (краткий праздничный) произносится в открытых царских вратах: «Иже в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
По отпусте великой вечерни на середине храма поставляется горящий светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника Рождества Христова, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...», «Слава, и ныне» — кондак праздника, глас 3-й: «Дева днесь Пресу́щественнаго раждает...». (Величание не поется.) Затем поются многолетны.
Примечание. «И вхо́дим в трапе́зу, и яди́м соверше́нно, ры́бы же не яди́м, но с древянома́слием, и со́чиво обварено́ или́ кутию́ с ме́дом, испива́ем же и вина́ в сла́ву Бо́жию, в неиму́щих же страна́х пие́м пи́во...» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»).

1 Если канон поется без библейских песней, то к воскресным тропарям припев: «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему».
2 В. Розанов (см. «Богослужебный Устав Православной Церкви...», с. 279) следующим образом излагает порядок тропарей на часах: «тропарь воскресный на всех часах, Слава — отцев и предпразднства попеременно (о тропаре предпразднства умолчено, но он должен быть по аналогии с другими предпразднственными днями)».
3 В Апостоле: «...подножия нога́ма Твоима».
4 «В “Московских церковных ведомостях”, 1900, № 50, в статье “О чтении Апостола и Евангелия на вечерне в на́вечерие Рождества Христова в субботу и Неделю” (данную статью см. в «Богослужебных указаниях» на 2001 год, с. 632—641. — Сост.) замечено и основательно доказано, что в нашем Уставе — ошибка и что исправить ее надобно таким образом: в навечерие Рождества Христова всегда следует читать из Послания к Евреям, зачало 303 и Евангелие от Луки, зачало 5, и если навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг и пяток, то читать на Литургии Василия Великого, сливающейся в один состав с вечерней; если же навечерие случится в субботу или воскресенье, то — на великой вечерне, совершаемой отдельно от Литургии Златоуста. Следовательно, праздничные чтения (Евр. 303 и Лк. 5) никогда и ни при каком условии не должны быть отменяемы и заменяемы другими.
В субботу пред Рождеством Христовым, если она с тем вместе будет субботой пред Неделей святых отцов, пред Рождеством Христовым, то есть если случится в период с 18 по 23 декабря, на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 205 и Лк. 72. Если же сия суббота будет следовать за Неделей пред Рождеством Христовым, то есть если случится 24 декабря, то на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 207 и Мф. 53; на вечерне же, как сказано выше, Евр. 303 и Лк. 5; что же касается Гал. 205 и Лк. 72, то они в этом случае читаются в субботу, предшествующую Неделе святых отцов, пред Рождеством Христовым» (В. Розанов. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 379—380).

Перейти на этот же день в Месяцеслов
Английская версия календаря (English version)
Календарь въ «Царской» орѳографiи

Установить Календарь на Ваш сайт
Православный Месяцеслов в виде rss-канала
Виджет для Яndex.ru



Выбор  

«««  Январь 2007  »»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Назначить дату:


Наши партнеры:
Древний вестготский (испано-мосарабский) календарь
www.Toletanus.ru

Контекстные теги: Православный календарь 2024, церковный календарь, православные праздники, церковные праздники, двунадесятые праздники 2024, посты, месяцеслов, богослужение, богослужебные указания 2024, тропари, кондаки

Реклама:

Спонсоры:

Яндекс.Метрика

Православный Месяцеслов Online, вер. 3.99g.
Разработка и Copyright © 1998-2002, 2003-2018, E.C. Labs.,
Православное Литургическое Содружество

При использовании материалов Месяцеслова ссылка на сайт обязательна.

Спонсоры: