Главная День Год Составить Пасхалия Месяцеслов Поиск Настройки Справка In english
Православный календарь -» Календарь на один день

Сегодня Завтра Предыдущий день Следующий день

Четверг, 30 Августа 2007 года (17 Августа 2007 по ст.ст.)
Седмица 14-я по Пятидесятнице, Глас четвертый


Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Мирона пресвитера (250). Прп. Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещрах (ок. 1114). Мчч. Павла, Иулиании и прочих (ок. 273). Мчч. Фирса, Левкия, Короната и дружины их (249-251). Мч. Патрокла (270-275). Мчч. Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303). Прп. Филиппа, монаха, Янковского. Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (1288). Прп. Феодорита, просветителя лопарей. Прп. Илии Калабрийского. Сщмч. Иероена (Нидерл.). Новомч. Димитрия Самаринского, в Эпире (Греч.). Новосщмч. пресв. Архилия Сиротина.

Пожалуйста, поддержите наш проект!


2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3. Мф., 95 зач., XXIII, 23-28.

Тропари и кондаки дня:   [скрыть]

Успению Пресвятой Богородицы. Тропарь, глас 1.

В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице: / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2.

В молитвах неусыпающую Богородицу,/ и в предстательствах непреложное упование,/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь,/ к животу престави,/ во утробу Вселивыйся Приснодевственную.

Свенской иконы Богородицы. Тропарь, глас 4.

Днесь светло торжествует Свенская обитель; / и радуется явлением образа Богоматери; / Безмерный лик Печерских отцев с ними же и мы непрестанно вопием: / Радуйся Благодатная Свенская Похвало.

Прп. Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещрах. Тропарь, глас 8.

Зраки изобразуя святых на дщицах, / сих благодеяния спешно, / яко искусен художник, всехвальне Алипие, / написовал еси на скрижалех твоего сердца / и сего ради, аки образ, благолепне украшен, / священства благодатию, аки златом, обложился еси / от Христа Бога и Спаса душ наших.

Богослужебные указания:   [скрыть]

Четверг. Попразднство Успения. Мч. Ми́рона.
Прп. Алипия Печерского.
В некоторых храмах ради особого чествования праздника Успения совершается служба Погребения Божией Матери, в один из ближайших дней периода попразднства (обычно на третий день), накануне вечером (А). В тех храмах, где служба Погребения Божией Матери не совершается, поется служба мч. Мирона (без праздничного знака) в соединении со службой попразднства Успения (Б).
А. Служба Погребения Божией Матери представляет собой всенощное бдение, состоящее из великой вечерни со входом и литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородицы и 1-го часа.
Примечание. Совершение службы Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, принятым литургической жизнью Церкви. В современной редакции действующего в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. Впрочем, умолчание Типикона об этой службе не полагает серьезных препятствий к ее совершению1.
Приводим авторитетное высказывание о службе Погребения Божией Матери — из Православного календаря на 1929 г., изд. Митрополита Сергия (Страгородского): «В последнее время входит в широкое употребление чин Погребения Божией Матери, соединяемый со службой Успения. По установившемуся (по-видимому, с ХV—XVI вв., так как более древних рукописей этого чина нет) обычаю, чин совершается в Иерусалиме, при гробнице Божией Матери, накануне праздника Успения утром. В других Церква́х Востока этот чин соединяется со службой праздника. Однако в Уставе Великой (Константинопольской) церкви под 15 августа читаем примечание: “Тотчас после катавасии 9-й песни в некоторых местах, где этот праздник совершается с особой торжественностью, существует обыкновение, как бы для большей славы и чести Богородицы, петь так называемые Похвалы Богоматери — по подражанию поемых на утрене Великой субботы. (На православном Востоке в древнее время существовал и другой чин, не подражательный, но у нас он не получил распространения. — Сост.) Великая церковь, осуждающая всякие новшества и искажения, открыто отвергает это и строго воспрещает, хотя бы это и делалось ради чести Богоматери”. ...Последование Погребения Богоматери в виде одних только похвальных статей, то есть тропарей в соединении с 17-й кафизмой, издавна (но с какого времени, неизвестно) совершалось вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, со времени митрополита Филарета весь чин Погребения совершался на 3-й день праздника. Принимая приведенное суждение об этом предмете в смысле не столько осуждения самого чина, сколько соединения его со службой праздника, можно было бы допустить совершение его, как в Гефсиманском скиту, на 3-й день праздника».
В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения Божией Матери с греческого языка на церковнославянский для Гефсиманского скита был осуществлен проф. М. С. Холмогоровым с присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским) Иерусалимского последования и тщательно пересмотрен и исправлен самим святителем Филаретом, глубоким знатоком греческого и церковнославянского языков. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностию, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», — писал наместнику Троице-Сергиевой лавры преподобному Антонию (Медведеву) о своей редакции текста Иерусалимского последования Московский святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый на́десять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2-е издание.
До всенощного бдения Плащаница с изображением Успения Божией Матери с подобающим благоговением полагается на престол (это бывает только в случае, если выноса Плащаницы не было в сам день Успения). Перед престолом ставится выносной свещник с возжженной свечой. Совершается каждение окрест престола и Плащаницы.
На великой вечерне поем «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Успения, глас 1-й — 3 («О, дивное чудо...», «Дивны Твоя тайны, Богородице...», «Твое славят успение...»), и Иерусалимского последования — 5: глас 6-й: «Днешний день тайно...»; глас 2-й: «Егда́ от мира, Жизнь сущи...», «Егда во гробе, Мариа́м...», «Егда трие́ священницы...», и глас 5-й: «Тебе, оде́ющагося светом, яко ризою...»2. «Слава, и ныне» — Успения, глас 1-й: «Богонача́льным мановением...».
Вход. Прокимен, глас 2-й: «Воскресни́, Господи, в покой Твой...»; стих: «Клятся Господь Давиду истиною...». Паримии Богородицы — 3.
Стихиры на литии и на стиховне — праздника Успения.
По Трисвятом — тропарь Успения, глас 1-й: «В рождестве девство сохранила еси...» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» — тропари Иерусалимского последования, глас 2-й: «Благообразных ученик лик...» (дважды). «Слава» — «Егда́ снизшла еси к смерти...», «И ныне» — «Священным ученико́м...».
При пении «Бог Господь» и тропарей «Благообразных ученик лик...» Плащаница северными вратами износится из алтаря к уготованному надгробию на середину храма. Настоятель — в полном облачении. По положении Плащаницы на гробницу бывает каждение Плащаницы, трижды окрест. По обычаю, может совершаться полное каждение храма.
Примечание. Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника Успения, то во время пения тропарей священнослужители выходят из алтаря на середину храма к Плащанице. Плащаница кадится трижды окрест. По обычаю, может совершаться полное каждение храма.
Затем непорочны с похвалами на священное преставление Богоматери — на три статии. Как правило, похвалы читаются священником, а стихи псалма поются хором или тоже читаются; впрочем, существует и иная практика исполнения непорочных, когда и стихи псалма, и похвалы поются.
Диакон непрерывно кадит перед Плащаницей.
Две последние похвалы каждой статии поются на «Слава» и на «И ныне», после чего вновь поется первая похвала данной статии.
После 1-й статии — малая ектения, возглас: «Яко благословися Твое имя и прославися Твое Царство...».
После 2-й статии — малая ектения, возглас: «Яко святися и прославися всечестно́е и великоле́пое имя Твое...».
После малых ектений в конце 1-й и 2-й статии иерей совершает малое каждение.
После 3-й статии — благословенны, глас 5-й, с особым припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего», — «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся...». На благословеннах совершается каждение всего храма. (Непорочны отменяют полиелей, величание также не поется.)
Затем малая ектения, возглас: «Яко Тя хвалят вся Силы...».
Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ имя Твое...». Евангелие — Лк., зач. 4. «Слава» — «Молитвами Богородицы...». Стихира, глас 6-й: «Егда преставление пречистаго Твоего тела готовля́шеся...».
Поются оба канона праздника Успения, ирмосы 1-го канона — по дважды. Тропари обоих канонов без повторений.
Катавасия — ирмосы 2-го канона.
По 3-й песни — ипакои Успения, глас 8-й: «Блажи́м Тя вси ро́ди...» (единожды).
По 6-й песни — кондак и икос Успения, глас 2-й.
На 9-й песни — припевы Успения, без повторений («Честнейшую» не поем). Обычное каждение.
1-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше...», ирмос: «Побеждаются естества уставы...».
2-й лик — то же.
1-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше...», тропарь: «Дивля́хуся ангельския силы...».
2-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше...», тропарь: «Опря́та лик апостольский...».
1-й лик — ин припев: «Величай, душе́ моя...», тропарь: «Прииди́те в Сион...».
2-й лик: «Величай, душе́ моя...», тропарь: «Прииди́те, вернии...».
1-й лик: «Величай, душе́ моя...», тропарь: «Приими́ от нас песнь...».
Затем оба лика вместе поют припев второго канона: «Величай, душе́ моя ...», и ирмос второго канона: «Всяк земнородный...» (так как назначена одна катавасия, а именно — ирмосы второго канона).
По 9-й песни — светилен Успения (трижды).
«Всякое дыхание...» и хвалитные стихи.
На хвалитех стихиры Успения, глас 4-й — 4. «Слава, и ныне» — Успения, глас 6-й: «На безсмертное Твое успение...».
Если вынос Плащаницы был в самый праздник, то на стихирах предстоятель облачается во все священнические одежды.
В конце пения стихир на хвалитех духовенство царскими вратами исходит из алтаря к Плащанице. Перед Плащаницей произносится возглашение «Слава Тебе, показавшему нам свет». Поется великое славословие. Во время славословия совершается троекратное каждение Плащаницы, а при пении погребального «Святый Боже...» священнослужители, положив пред Плащаницей три поклона, поднимают ее и с крестным ходом (который совершается обычным порядком) при продолжающемся пении «Святый Боже...» и перезвоне колоколов обносят вокруг храма. По завершении крестного хода — трезвон. По внесении Плащаницы в храм ее полагают на гробницу. (Плащаницу не подносят к царским вратам, как в Великую Субботу; «Премудрость, про́сти» перед царскими вратами не возглашается.) Во время положения Плащаницы на гробницу хор поет тропарь праздника Успения, и совершается пома́зание елеем у Плащаницы. Ектении и отпуст.
На часах — тропарь и кондак Успения.
На 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе...» принято петь кондак Успения: «В молитвах неусыпающую Богородицу...».
На Литургии блаженны Успения (обоих канонов), песнь 3-я (1-го канона со ирмосом) на 6.
Примечание. Рядовая песнь праздничного канона дается с учетом того, что чин Погребения Божией Матери совершается на третий день попразднства.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь храма, тропарь Успения. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак Успения.
В храме Богородицы — тропарь Успения. «Слава, и ныне» — кондак Успения.
В храме святого — тропарь Успения, тропарь храма. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак Успения.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — Успения.
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник Успения.
По отпусте Литургии духовенство исходит к Плащанице из алтаря царскими вратами. Трижды покадив Плащаницу, при пении «В рождестве девство сохранила еси...», «Слава, и ныне» — «В молитвах неусыпающую...», вносят ее в алтарь, полагают на престоле, и совершается каждение престола и Плащаницы. Царские врата и завеса затворяются, и Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.
Б. На вечерне кафизма 12-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й — 3, и мученика, глас 2-й — 3. «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же: «Яже Небес вы́шшая...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же: «Всенепоро́чная Невеста...».
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи (мученика).
По 3-й песни — кондак мученика, глас 4-й; седален мученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» — седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос праздника, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» — тот же светилен.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас 3-й: «Прииди́те, вси концы земни́и...».
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На часах — тропарь и кондак праздника.
На Литургии блаженны праздника, обоих канонов, песнь 3-я — 6 (1-го канона со ирмосом).
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь храма, тропарь праздника; кондак храма. «Слава» — кондак мученика, «И ныне» — кондак праздника.
В храме Богородицы — тропарь праздника. «Слава» — кондак мученика, «И ныне» — кондак праздника.
В храме святого — тропарь праздника, тропарь храма; кондак храма. «Слава» — кондак мученика, «И ныне» — кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника.
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник праздника.

1 Так, например, Типикон ничего не сообщает о праздновании Божией Матери «Живоносный Источник» в пятницу Светлой седмицы, ограничиваясь следующим замечанием: «Не́цыи же в сей пято́к Све́тлыя седми́цы пою́т после́дование Ники́фора Ка́ллиста Ксанфопу́ла, на Пресвяту́ю Богоро́дицу Живоприе́мный Исто́чник, я́коже и все после́дование напеча́тася в Пентикоста́риах: в Ти́пицех же ни в каких не обрета́ется» (Типикон, гл. 50, «В пяток Светлыя седмицы на утрени», 1-е «зри»). Последние слова Типикона не дают повода к отмене этого праздника. Напротив, обратившись к самому чинопоследованию, напечатанному целиком, как отмечалось, в Цветной Триоди, в четверток вечера Светлой седмицы находим такое высказывание: «...Не бо обрето́хом в Ти́пице сицева́го после́дования, но положи́ся любве́ ра́ди Пресвяты́я Богоро́дицы».
2 В Минее неточность: «Тебе, одеющуюся светом, яко ризою...».

Перейти на этот же день в Месяцеслов
Английская версия календаря (English version)
Календарь въ «Царской» орѳографiи

Установить Календарь на Ваш сайт
Православный Месяцеслов в виде rss-канала
Виджет для Яndex.ru



Выбор  

«««  Август 2007  »»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Назначить дату:


Наши партнеры:
Древний вестготский (испано-мосарабский) календарь
www.Toletanus.ru

Контекстные теги: Православный календарь 2022, церковный календарь, православные праздники, церковные праздники, двунадесятые праздники 2022, посты, месяцеслов, богослужение, богослужебные указания 2022, тропари, кондаки

Реклама:

Спонсоры:

Яндекс.Метрика

Православный Месяцеслов Online, вер. 3.99g. Wap.
Разработка и Copyright © 1998-2002, 2003-2018, E.C. Labs.,
Православное Литургическое Содружество

При использовании материалов Месяцеслова ссылка на сайт обязательна.

Спонсоры: