Главная День Год Составить Пасхалия Месяцеслов Поиск Настройки Справка In english
Православный календарь -» Календарь на один день

Сегодня Завтра Предыдущий день Следующий день

Воскресенье, 28 Января 2007 года (15 Января 2007 по ст.ст.)
Неделя о мытаре и фарисее, Глас осьмый


[.:] Прпп. Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V). Прмч. Пансофия (249-251). Прпп. Прохора (X) и Гавриила (XI) (Серб.). Св. Максима Ноланского. Прп. Иты пустынницы (570) (Кельт. и Брит.). Прп. Мавра, ученика прп. Венедикта (584) (Кельт. и Брит.).

Пожалуйста, поддержите наш проект!


Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16. Мк., 41 зач., IX, 33-41.

Тропари и кондаки дня:   [показать]

Богослужебные указания:   [скрыть]

Неделя о мытаре́ и фарисее. Глас 8-й.
Прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника.
Прп. Варлаама Ке́ретского.
Начало Постной Триоди. В воскресные дни (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей).
Служба рядовых святых поется «в пяток, на повечерии» (см. Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»).
Примечание. Начиная с 15 января по воскресеньям поется полиелей, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри») — кроме данной Недели (о мытаре и фарисее), в которую, по Уставу, поются непорочны (см. Типикон, гл. 49).
На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й — 7, Триоди, глас 1-й — 3. «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Вседержителю Господи...», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Царь Небесный...».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма. «Слава» — Триоди, глас 3-й: «Мытаря́ и фарисея...», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Без се́мене от Божественнаго Духа...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» — Триоди, глас 5-й: «Отягче́нныма очи́ма...», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси...».
По Трисвятом — тропарь «Богородице Дево...» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди рожде́йся от Девы...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.
Непорочны. «Ангельский собор». Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Покаяния отве́рзи ми двери...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези́...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...» и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...»1.
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы на 2, Триоди на 6.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия: «Су́шу глубороди́тельную...»2.
Примечание. С этого дня и до отдания праздника Сретения (если на утрене поется великое славословие) — катавасия «Су́шу глубороди́тельную...». Кроме того, начиная с этого дня, полагается канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии и на вседневном богослужении междочасия (см. Типикон, 15 января, 2-е «зри»).
По 3-й песни — седален Триоди, глас 4-й. «Слава» — ин седален Триоди, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос Триоди, глас 3-й. И читается про́лог, затем синакса́рий3.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» — светилен Триоди, «И ныне» — Богородичен Триоди.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й — 4, и Триоди, глас 1-й и глас 3-й — 4 (две первые стихиры см. на «Господи, воззвах»). «Слава» — Триоди, глас 8-й: «От дел похвале́ньми...», «И ныне» — «Преблагословенна еси...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» поется евангельская стихира, в данном случае 11-я. При пении этой стихиры бывает исхождение в притвор, где читаются Оглашения прп. Феодора Студита, после чего поется тропарь Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче...» (без Богородична), и читается 1-й час, который заканчивается малым отпустом4.
Примечание. «Подоба́ет ве́дати, я́ко стихи́ры вся 11 у́тренния ева́нгельския, от сея́ настоя́щия Неде́ли и да́же до Все́х святы́х, на лити́ях у́тренних пою́тся в притво́ре, на «Сла́ва, и ны́не». Ве́домо же бу́ди, я́ко от сея́ Неде́ли начина́ем чести́ в притво́ре, по отпу́сте лити́и, Оглаше́ния свята́го отца́ на́шего Фео́дора Студи́та. И а́ще та́мо е́сть игу́мен, чту́тся от него́; а́ще же ни, то от екклисиа́рха, стоя́щим и со внима́нием послу́шающим бра́тиям. По сконча́нии же чте́ния глаго́лем тропа́рь преподо́бнаго Фео́дора, гла́с 8-й: «Правосла́вия наста́вниче...» без Богоро́дична, и соверше́нный отпу́ст» (Типикон, гл. 49, 3-е и 4-е «зри»).
На часах — тропарь воскресный. Кондак Триоди.
На Литургии блаженны гласа — 6 и Триоди, песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь воскресный. «Слава, и ныне» — кондак Триоди.
В храме Богородицы — тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» — кондак Триоди, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак Триоди.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — воскресные.
Апостол и Евангелие — Недели мытаря и фарисея.
Примечание. «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Евангелие, по субботам, прежде ряд субботы, потом святаго, до Недели Всех святых» (Типикон, гл. 49, 5-е «зри»). По мнению В. Розанова, это указание Типикона означает, что с Недели о мытаре и фарисее «начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи... В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха» (В. Розанов. «Богослужебный Устав...». С. 341).

1 Положенная здесь воскресная стихира, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...» отменяется, так как она заменяется особой стихирой Триоди, глас 6-й: «Множества содеянных...».
2 В Триоди Постной в Неделю о мытаре и фарисее на утрене назначена катавасия «Отверзу уста моя...» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 3, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о мытаре и фарисее может случится в период с 11 января по 15 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о мытаре и фарисее случится с 11 по 14 января (попразднство или отдание праздника Богоявления Господня), то катавасия — «Глубины́ открыл есть дно...». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 15 января по 9 февраля (включительно), то катавасия — «Су́шу глубородительную землю...». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 10 по 15 февраля (включительно), то катавасия — «Отверзу уста моя...», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другие ничего не говорится.
3 «Си́це до́лженствует про́лог пре́жде я́ко обы́чай чита́ти, пото́м же синакса́рий Трио́ди, да́же до Неде́ли все́х святы́х» (Типикон, гл. 49, 2-е «зри»).
4 Этот чин полагается совершать во все воскресные дни годичного богослужебного круга (за исключением праздника Святой Пасхи, когда читается Огласительное слово святого Иоанна Златоуста). Дополнением к этому чину является пома́зание елеем; при этом чин, видоизменяясь, принимает следующую форму: после выхода в притвор с пением стихиры совершается лития — кадится праздничная икона в притворе, читается литийная молитва «Владыко Многомилостиве...», совершается помазание елеем от лампады святого, затем читаются Оглашения прп. Феодора Студита, поется тропарь Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче...», без Богородична, и совершается 1-й час, который заканчивается малым отпустом.
Такую форму чин принимает только тогда, когда в воскресный день случится великий святой, имеющий по Уставу всенощное бдение с литией, равно как и храмовый святой, а также полиелейный святой, у которого помазание елеем указывается в Типиконе (см. Типикон, 27 января). Во всех других случаях помазания елеем в воскресные дни не положено. Таким образом, по мысли Типикона, помазание елеем назначается не Недели ради, а ради памяти великого святого, случившегося в этот день (ср. 3-ю главу Типикона с главами 2, 4, 5 и 7).

Перейти на этот же день в Месяцеслов
Английская версия календаря (English version)
Календарь въ «Царской» орѳографiи

Установить Календарь на Ваш сайт
Православный Месяцеслов в виде rss-канала
Виджет для Яndex.ru



Выбор  

«««  Январь 2007  »»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Назначить дату:


Наши партнеры:
Древний вестготский (испано-мосарабский) календарь
www.Toletanus.ru

Контекстные теги: Православный календарь 2024, церковный календарь, православные праздники, церковные праздники, двунадесятые праздники 2024, посты, месяцеслов, богослужение, богослужебные указания 2024, тропари, кондаки

Реклама:

Спонсоры:

Яндекс.Метрика

Православный Месяцеслов Online, вер. 3.99g.
Разработка и Copyright © 1998-2002, 2003-2018, E.C. Labs.,
Православное Литургическое Содружество

При использовании материалов Месяцеслова ссылка на сайт обязательна.

Спонсоры: