Главная День Год Составить Пасхалия Месяцеслов Поиск Настройки Справка In english
Православный календарь -» Календарь на один день

Сегодня Завтра Предыдущий день Следующий день

Четверг, 22 Марта 2007 года (9 Марта 2007 по ст.ст.)
5-я седмица Великого поста, Глас седьмый


Великий пост. Андреево стояние (на утрени читается канон прп. Андрея Критского). + 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худоиона, Мелитонаи Аглаия (ок. 320). Мч. Урпасиана (ок. 295). Св. Кесария, брата свт. Григория Богослова (ок. 369). Прав. Тарасия. Албазинской иконы Божией Матери, именуемой "Слово плоть бысть" (1666). Св. Филорома Исповедника, Галатийского.

Пожалуйста, поддержите наш проект!


Утр. - Лк., 106 зач., XXI, 12-19. На 6-м часе: Ис., V, 7-16. На веч.: Быт., IV, 8-15. Притч., V, 1-15. Мчч.: Евр., 331 зач., XII, 1-10. Мф., 80 зач., XX, 1-16.

Тропари и кондаки дня:   [скрыть]

Богослужебные указания:   [скрыть]

Четверг 5-й седмицы.
Святых сорока́ мучеников, в Севастийском е́зере мучившихся (празднование переносится на 7 марта).
Литургия Преждеосвященных Даров.
Вся служба по Триоди. Служба святых Сорока́ мучеников Севастийских, ввиду совпадения дня их памяти с четвергом 5-й седмицы, переносится на вторник, 7 марта (см. Типикон, 5-я Маркова глава под 9 марта: «Аще ли случится 40 мученик в четверток Великаго канона»).
Накануне в среду вечером в келлиях совершается малое повечерие без канонов и поклонов. Кондак Великого канона: «Душе́ моя, душе́ моя...».
Полунощница в келлиях без поклонов.
Утреня1. Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш...». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычное двупсалмие.
Шестопсалмие. Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа. Стихословится 8-я кафизма, после которой седальны Октоиха (без ектении) (см. Приложение Триоди), и читается первая половина Жития прп. Марии Египетской2.
Чтец: «Житие преподобныя матере нашея Марии Египетския благослови, честны́й отче, прочести́».
Иерей: «Ея́же молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».
Чтец: «Аминь». И читает житие.
(Если читает сам иерей, то он вначале глаголет: «Житие преподобныя матере нашея Марии Египетския. — Ея́же молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».)
По прочтении первой половины жития — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — псалом 50-й.
И тотчас3 Великий канон прп. Андрея Критского, с присовокуплением к каждой песни тропарей канона прп. Марии Египетской и по одному тропарю прп. Андрея Критского. В 4-й, 8-й и 9-й песнях — трипеснцы. Ирмосы Великого канона поются по дважды в начале песней, а по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — и на катавасию. Во 2-й и 3-й песнях — по два ирмоса (поются по единожды), на катавасию по 3-й песни поется второй ирмос. Ирмосы поются перед тропарями Великого канона, но не перед трипеснцами, с которых начинаются 4-я, 8-я и 9-я песни4.
Песни Священного Писания при пении канонов не стихословятся, но к тропарям Великого канона поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», к тропарям канона прп. Марии Египетской: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас», к тропарям прп. Андрея Критского: «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». В заключение каждой песни — «Слава», «И ныне». К тропарям трипеснцев припев: «Святии апостоли, молите Бога о нас»; в конце их «Слава», «И ныне» не полагаются. Обычно читает тропари трипеснца чтец.
По 3-й песни и малой ектении — седален апостолов, глас 8-й: «Светила богозрачная...», «Слава» — ин седален, глас тот же: «Апостольская двоенадеся́тице...», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Непостижимаго Бога...», и читается вторая половина Жития прп. Марии Египетской.
По 6-й песни и малой ектении — кондак Триоди, глас 6-й: «Душе моя, душе моя...», и икос, глас тот же: «Христово врачевство́...», синаксарий и блаженны Великого канона, глас 6-й5.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни и малой ектении — светилен гласа (см. Приложение Триоди). («Достойно есть» обычно не поется.)
Хвалитные псалмы. «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...», «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.
Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Приими́ гла́сы раб Твоих...».
«Благо есть» (дважды)6. Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь». Тропарь: «В храме стояще...». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей перед царскими вратами: «Сый благословен...». Чтец: «Небесный Царю...». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец: «Аминь», и тотчас без отпуста утрени читается 1-й час7.
1-й час читается без кафизмы. Тропарь 1-го часа: «Заутра услыши...» со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. По Трисвятом — кондак Триоди: «Душе́ моя, душе́ моя...». В конце — молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Непосредственно после поклонов священник читает молитву: «Христе, Свете Истинный...». «Взбранной Воеводе...», отпуст великий и многолетны.
На 3-м часе — кафизма 9-я; на 6-м часе — кафизма 10-я; на 9-м часе — кафизма 11-я. На 6-м часе — тропарь пророчества, 1-й прокимен, чтение паримии, 2-й прокимен.
На всех часах — тропарь часа произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Кондак Триоди: «Душе́ моя, душе́ моя...». Конечный возглас иерея — «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (а не с 16-ю).
На изобразительных — блаженны поскору, без пения; по «Отче наш...» — кондак: «Душе́ моя, душе́ моя...». Изобразительны следует заканчивать следующим образом: после кондака — чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя поклонами). Чтец: «Аминь», молитву: «Всесвятая Троице...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице...». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.
На вечерне, с которой начинается Литургия Преждеосвященных Даров, стихословится 12-я кафизма. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 8 февраля.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 8-й, глас 1-й и глас 6-й — 6 (первая стихира — дважды) и Минеи (с 10 марта, мч. Кодра́та), глас 1-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Воздви́жена яко ви́де...».
Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди. По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) — ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.
Примечание. «На трапе́зе же яди́м еле́й и вино́ пие́м, труда́ ра́ди бы́вшаго. Не́цыи же уста́вы разреша́ти то́чию на вино́ попуща́ют, на еле́й же не оставля́ют. Во Святы́я же Горы́ Ти́пице разсужда́ет: на святы́х му́ченик 40, на Предте́чевы главы́ обре́тение, в сре́ду Крестопокло́нную, на Вели́кий кано́н и на Неседа́льное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. — Сост.) я́сти два варе́ния со еле́ем и испива́ти по две ча́ши вина́» (Типикон, гл. 49, «В четверток 5-я Недели святых постов. В сий же четверток»).

1 «Кле́плет в 4-й час но́щи, и собра́вшимся нам в це́рковь, быва́ет нача́ло от иере́я, по обы́чаю...» (Типикон, гл. 49-я, «В четверток пятыя недели святых постов»).
2 Текст жития см.: Богослужебные указания на 1999 год. С. 193—204; Богослужебные указания на 2000 год. С. 194—203; Минея-Апрель. Ч. 1. С. 12—18. Если Житие читается по Минее, то первая половина Жития оканчивается словами «...да обрящу дерзновение в День Суда» (с. 14). С нового абзаца, со слов «Родилась я в Египте...» до конца, — вторая половина Жития.
3 Обычно молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» не произносится.
4 По мнению В. Розанова, ирмосы трипеснцев вычитываются. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), в подобных случаях ирмосы вообще не читаются и не поются, а приводятся в Триоди полностью для того, чтобы служить в качестве подобнов для пения последующих тропарей трипеснцев, т. к. в древности тропари канонов пелись на глас и подобен ирмоса; поются ирмосы лишь в тех случаях, когда стихословятся библейские песни или когда на то есть особое указание Типикона.
5 Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени четверга Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться.
6 Поскольку служба, согласно Уставу, завершается «поскору», допустимо и однократное чтение «Благо есть» (см. следующую сноску).
7 В связи с отсутствием в Типиконе определенных указаний о завершении утрени четверга 5-й седмицы св. Четыредесятницы, окончание утрени в богослужебных справочниках излагается по-разному.
Прот. К. Никольский («Пособие к изучению...», с. 594) считает, что утреня заканчивается как обычная великопостная, поскольку Типикон не приводит каких-либо специальных указаний. «Богослужебные указания на 1953 год» (с. 87) предписывают заканчивать утреню, как прот. К. Никольский (т. е. с сохранением обычных 16 поклонов), но после «Отче наш...» вместо тропаря «В храме стояще...» — кондак «Душе моя...». «Настольная книга священнослужителя» (т. IV, с. 544) предлагает окончание утрени по образцу «Богослужебных указаний на 1953 год», но с сокращением количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина с 16 до 3. В. Розанов («Богослужебный Устав...», с. 545—546) предлагает заканчивать утреню с чтением «Благо есть» единожды и с заменой «Господи, помилуй» (40 раз) на сугубую сокращенную ектению, при этом по «Благо есть...» сохранять обычный тропарь «В храме стояще...», а поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина вовсе отменять.
Все разногласия об окончании утрени связаны с разным толкованием слов Устава о совершении служб четверга 5-й седмицы «поскору». Термин «поскору» используется Типиконом при изложении богослужения Благовещения в будний день поста и богослужения полиелейного святого «во един от дней постных».
Сравнив особенности службы, вызванные совершением ее «поскору» в эти дни, можно заключить, что термин «поскору» касается:
а) сокращения количества поклонов с молитвой прп. Ефрема на утрене, часах и изобразительных с 16 до 3;
б) отмены везде конечного Трисвятого;
в) исполнения поемых текстов на часах и изобразительных «без пения».
В «Богослужебных указаниях» излагается окончание утрени четверга 5-й седмицы в соответствии с традицией, сложившейся в уставных заметках «Православного церковного календаря». Однако вышеприведенными вариантами завершения утрени также можно руководствоваться, поскольку они отражают традиционную литургическую практику.

Перейти на этот же день в Месяцеслов
Английская версия календаря (English version)
Календарь въ «Царской» орѳографiи

Установить Календарь на Ваш сайт
Православный Месяцеслов в виде rss-канала
Виджет для Яndex.ru



Выбор  

«««  Март 2007  »»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Назначить дату:


Наши партнеры:
Древний вестготский (испано-мосарабский) календарь
www.Toletanus.ru

Контекстные теги: Православный календарь 2022, церковный календарь, православные праздники, церковные праздники, двунадесятые праздники 2022, посты, месяцеслов, богослужение, богослужебные указания 2022, тропари, кондаки

Реклама:

Спонсоры:

Яндекс.Метрика

Православный Месяцеслов Online, вер. 3.99g.
Разработка и Copyright © 1998-2002, 2003-2018, E.C. Labs.,
Православное Литургическое Содружество

При использовании материалов Месяцеслова ссылка на сайт обязательна.

Спонсоры: