Главная День Год Составить Пасхалия Месяцеслов Поиск Настройки Справка In english
Православный календарь -» Календарь на один день

Сегодня Завтра Предыдущий день Следующий день

Воскресенье, 18 Февраля 2007 года (5 Февраля 2007 по ст.ст.)
Неделя об изгнании Адама из рая (сыропустная), Глас третий


Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. Мц. Агафии (251). [.:] Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1696). Мч. Феодулии и мчч. Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304). Елецкой-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой "Взыскание погибших" (XVII) икон Божией Матери. Свт. Полиевкта, патр. Константинопольского (Греч.). Новомч. Антония Афинского (Греч.). Новомчч. Агафии Белорусской (1938, схимон. Евгения (1939) и прав. Парамона (1941).

Пожалуйста, поддержите наш проект!


Утр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - 2 Пет., 64 зач., I, 1-10. Мк., 58 зач., XIII, 1-8. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Лк., 24 зач., VI, 17-23.

Тропари и кондаки дня:   [скрыть]

Тропарь воскресный, глас 3.

Да веселятся небесная, / да радуются земная, / яко сотвори державу / мышцею Своею Господь, / попра смертию смерть, / первенец мертвых бысть; / из чрева адова избави нас, / и подаде мирови велию милость.

Богородичен, глас тойже.

Тя Ходатайствовавшую спасение рода нашего,/ воспеваем, Богородице Дево:/ плотию бо от Тебе восприятую Сын Твой и Бог наш,/ Крестом восприим страсть,/ избави нас от тли яко Человеколюбец.

Кондак, глас тойже.

Воскресл еси днесь из гроба, Щедре,/ и нас возвел еси от врат смертных;/ днесь Адам ликует, и радуется Ева,/ вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно/ Божественную державу власти Твоея.

Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Тропарь, глас 4.

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие, / был еси светило своему стаду, / таже преставился еси в вечныя Обители. / Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол / и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Иконы Богородицы "Взыскание погибших". Тропарь, глас 7.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая. / Проси Его дати миру умирение / и душам нашим спасение. / Сын бо Тебе, Богомати, вещает, / яко вся прошения Твоя во благое исполнит. / Сего ради и мы припадающе, молим Тя / и надеющийся на Тя, да не погибнем, / имя Твое именуем: / Ты бо еси, Владычице, / Взыскание погибших.

Елецкой иконы Богородицы. Тропарь, глас 4.

Днесь светло красуется древний град Елец, / поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы: / егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы / икону Ея чудную людие московстии сретаху, / тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце, / на сретение нечестивому Тамерлану изшедше, / грозное его нашествие вспять обрати. / Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще / и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще, / умильно Ей взываем: / и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.

Богослужебные указания:   [скрыть]

Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 3-й. Отдание праздника Сретения1.
Мц. Ага́фии. Иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших». Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (службу зри 9 сентября).
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службами Триоди и отдания Сретения (см. Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 3-е «зри»).
Служба рядовых святых поется «в пяток, на повечерии» (см. Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»).
Примечание. Если в понедельник 1-й седмицы Великого поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на Неделю сыропустную (см. Типикон, 30-я храмовая глава, 7-я Маркова глава под 24 февраля).
На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й — 3, Триоди, глас 6-й — 3 (в Триоди 4 стихиры, одна из них — опускается), и праздника, глас 1-й и глас 6-й — 4 (со славником, см. 2 февраля). «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Се́де Адам...», «И ныне» — догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...»2.
Вход. Прокимен дня.
На литии стихиры праздника, глас 1-й, глас 2-й и глас 5-й (см. на литии 2 февраля)3 и Триоди, глас 5-й и глас 6-й4 (см. на хвалитех, без припевов). «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Солнце лучи скры...», «И ныне» — праздника, глас 5-й: «Ветхий де́ньми...» (см. на литии 2 февраля).
На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Изгна́н бысть...», «И ныне» — праздника, глас 8-й: «Иже на Херувимех...» (см. на стиховне).
По Трисвятом — «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные5.
Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На река́х Вавилонских...». «Ангельский собор». Ипакои, степенны, прокимен — гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...» и стихира Триоди, глас тот же: «Множества соде́янных...».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди на 4 и праздника на 6.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия праздника: «Су́шу глубороди́тельную...»6.
По 3-й песни — кондак и икос Триоди, глас 6-й. Седален Триоди, глас 4-й, «Слава7, и ныне» — седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос праздника, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» — светилен Триоди, «И ныне» — светилен праздника.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 3-й — 4, и праздника, глас 4-й и глас 6-й — 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера); стих: «Воскресни́, Господи Боже мой...» и стихира Триоди, глас 6-й: «Адам из рая́...». «Слава» — Триоди, глас тот же: «Приспе́ время...», «И ныне» — «Преблагословенна еси...».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Днесь спасение...».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» — стихира евангельская 3-я.
На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь праздника8. Кондаки праздника и Триоди читаются попеременно.
На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.
Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом.
Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспоминание...», «Яко овча́...», «И яко Агнец...», «Во смирении Его...», «Род же Его...», «Яко вземлется...», «Жрется Агнец...» и «Един от воин...». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином.
Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей...», а не «Хле́бы сия...».
При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе.
Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец.
Блаженны гласа — 4, Триоди, песнь 3-я — 4, и праздника, песнь 9-я — 4.
На входе — «...воскресый из мертвых...».
По входе — тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» — кондак Триоди, «И ныне» — кондак праздника.
Прокимен и аллилуиарий — Недели сыропустной и праздника.
Апостол и Евангелие — Недели сыропустной9.
Задостойник праздника.
Причастен — «Хвалите Господа...» и праздника.
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».
Вечером в Неделю сыропустную иерей (пред царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». И читает 9-й час — по обычаю. В конце 9-го часа иерей произносит возглас: «Боже, ущедри ны...». Чтец — молитву: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...».
Образец совершения вечерни накануне понедельника Четыредесятницы
Вечерня. Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклони́мся...» (трижды) и предначинательный псалом.
Великая ектения. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Октоиха покаянны, глас 3-й — 4 (2 из стиховных стихир на вечерне и 2 из стиховных стихир на утрене)10, Триоди, глас 2-й — 3, и Минеи (прп. Вукола, еп. Смирнского), глас 6-й — 3. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу стихир Минеи, от меньших: «Архангельски воспои́м...».
Если случится память двух малых святых, то поются стихиры первого святого, а стихиры второго святого с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитны утрени.
Во время пения стихир — обычное каждение. На «Слава, и ныне» отверзаются царские врата. Вход с кадилом11. «Свете Тихий».
Прокимен великий, глас 8-й: «Не отврати́ лица́ Твоего от о́трока Твоего, яко скорблю́; скоро услыши мя, вонми́ души́ моей и избави ю»; стих 1-й: «Спасение Твое, Боже, да прии́мет мя»; стих 2-й: «Да у́зрят нищии и возвеселя́тся»; стих 3-й: «Взыщи́те Бога, и жива́ будет душа́ ваша».
Примечание. Великий прокимен «Не отврати лица Твоего...» поется также на вечерне во 2-ю и 4-ю Недели поста. В 1-ю, 3-ю и 5-ю Недели поется прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе, Господи»; стих 1-й: «От коне́ц земли́ к Тебе воззва́х»; стих 2-й: «Покры́юся в кро́ве крил Твоих»; стих 3-й: «Та́ко воспою́ и́мени Твоему́ во веки».
Ектении «Рцем вси...» нет. После исполнения прокимна чтец тотчас: «Сподоби, Господи...»12. Просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Ангельстии чи́ни...».
«Ныне отпущаеши...». Трисвятое по «Отче наш». По возгласе иерея13 певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» — «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» — «Моли́те за ны, святии апостоли...» (поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь», «Небесный Царю...». Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» с тремя поклонами14. После третьего поклона — «Слава Тебе, Христе Боже...», и совершенный отпуст, после которого хор поет многолетны: «Великаго Господина...».
Литии о усопших после этой вечерни не полагается.
Примечание. Далее в «Богослужебных указаниях» при описании аналогичных служб Четыредесятницы (вечерни накануне понедельника) на ряду (под числом) указываются только изменяемые песнопения службы. При этом дается отсылка к дате, под которой неизменяемая часть последования излагается подробно.
По отпусте совершается чин прощения.
На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, ели́ка согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови»15. На это служа́щий священник (как правило, настоятель, а в обителях — наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери...», «На реках вавилонских...» и др16.
После вечерни в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном17 и поклонами.
Заговенье на Великий пост.

1 См. 2 февраля, сноска 5.
2 Если храм Сретения: на «Господи, воззвах» стихиры воскресные, глас 3-й — 3, Триоди, глас 6-й — 3, и праздника, глас 1-й — 4 (см. 2 февраля). «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Се́де Адам...», «И ныне» — праздника, глас тот же: «Да отверзется дверь...»
3 Праздничные стихиры на стиховне, по Уставу, должны петься на малой вечерне (на стиховне).
4 Хвалитная стихира Триоди, глас 6-й: «Приспе́ время...», поется на хвалитех (см. В. Розанов «Богослужебный Устав...», с. 417).
5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую...».
6 В отдание Сретния, случившееся в Неделю сыропустную, поется катавасия праздника: «Сушу глубородительную землю...», а не катавасия Триоди: «Яко по суху...».
7 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона (напр., в Типиконе умалчивается об икосе Триоди), можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос Триоди, глас 6-й; седален Триоди, глас 4-й. «Слава» — ин седален Триоди, глас тот же, «И ныне» — седален праздника, глас тот же.
8 По мнению В. Розанова («Богослужебный Устав...», с. 420, 421), на 9-м часе тропарь праздника не произносится.
9 В Типиконе 9 февраля, в уставе об отдании Сретения, указывается только рядовое чтение (кроме 2-й Марковой главы: «Аще ли прилучится отдание праздника Сретения Господня в Неделю, прежде Недели мытаря и фарисея», где помимо рядового чтения дано еще и праздничное). В. Розанов допускает в отдание Сретения в Неделю сыропустную чтение Апостола и Евангелия праздника (см. «Богослужебный Устав...», с. 425, 427, 429).
10 Октоих на стиховне вечерни и утрени содержит по три стихиры (две покаянные и мученичен) с Богородичном. Из каждого цикла стихир берутся первые две — покаянные.
11 В Неделю сыропустную и во все Недели Четыредесятницы бывает вход ради великих прокимнов.
12 Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от «Сподоби, Господи...» начинается великопостное. Поэтому существует практика, по которой священнослужители по закрытии царских врат переоблачаются в темные одежды, и иерей в епитрахили (в приходских храмах — в фелони, если он служит один без диакона) выходит для произношения просительной ектении на солею перед царскими вратами, певцы же поют эту ектению не обычным, но великопостным напевом.
13 Иерей произносит этот возглас, стоя на солее перед царскими вратами. Здесь же он остается до отпуста вечерни, творит поклоны при пении тропарей: «Богородице Дево» и др., произносит возглас: «Сый благословен...» и молитву св. Ефрема Сирина, с положенными на ней великими поклонами, и совершает отпуст.
14 В воскресные дни Великого поста на вечерне положены только три великих поклона, а не 16, как в седмичные дни.
15 В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом.
16 В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целуем святыя и честны́я иконы» предусматривает совершение этого обряда в молчании. В старинных же соборных Чиновниках, например, Новгородского Софийского собора, Московского Большого Успенского собора, указывается петь во время целования святынь песнопения молитвенно-покаянного содержания: «Покаяния отверзи ми двери...», «На спасения стези...», «Множества содеянных...», «Владычице, приими молитвы...», стихиру Успения: «О дивное чудо...» и молитву Святому Духу: «Царю Небесный...». В некоторых храмах принято также петь стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим...».
17 Если накануне служилось бдение, то канон Богородицы на повечерии не поется. Порядок малого повечерия тот же, что и в дни пения Октоиха, но есть и свои особенности. Вместо возгласа «Молитвами святых отец...» произносится: «Боже, ущедри ны...». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой «Господи и Владыко...», 12 малых с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго...» и один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко...». После поклонов — конечное Трисвятое по «Отче наш», возглас: «Яко Твое есть Царство...», «Аминь», «Господи, помилуй» (12), молитва: «Нескверная, Неблазная...» и прочее по обычаю.

Перейти на этот же день в Месяцеслов
Английская версия календаря (English version)
Календарь въ «Царской» орѳографiи

Установить Календарь на Ваш сайт
Православный Месяцеслов в виде rss-канала
Виджет для Яndex.ru



Выбор  

«««  Февраль 2007  »»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Назначить дату:


Наши партнеры:
Древний вестготский (испано-мосарабский) календарь
www.Toletanus.ru

Контекстные теги: Православный календарь 2020, церковный календарь, православные праздники, церковные праздники, двунадесятые праздники 2020, посты, месяцеслов, богослужение, богослужебные указания 2020, тропари, кондаки

Реклама:

Спонсоры:

Яндекс.Метрика

Православный Месяцеслов Online, вер. 3.99g. Wap.
Разработка и Copyright © 1998-2002, 2003-2018, E.C. Labs.,
Православное Литургическое Содружество

При использовании материалов Месяцеслова ссылка на сайт обязательна.

Спонсоры: