Главная День Год Составить Пасхалия Месяцеслов Поиск Настройки Справка In english
Православный календарь -» Календарь на один день

Сегодня Завтра Предыдущий день Следующий день

Четверг, 18 Января 2007 года (5 Января 2007 по ст.ст.)
Седмица 32-я по Пятидесятнице, Глас шестый


Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). День постный. Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва (303). Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Прор. Михея (IX в. до Р.Х.). Прп. Аполлинарии девицы (ок. 470). Прпп. Фостирия и Мины, монаха горы Синайской (VI). Прп. Григория Критского (ок. 820). Мч. Феоида. Мч. Саиса. Преп. Татианы. Новомч. Романа Афонского (Греч.).

Пожалуйста, поддержите наш проект!


На 1-м часе: Деян., 33 зач. XIII, 25-32. Мф., 5 зач., III, 1-11. На 3-м часе: Деян., 42 зач., XIX, 1-8. Мк., 1 зач., I, 1-8. На 6-м часе: Рим., 91 зач., VI, 3-11. Мк., 2 зач., I, 9-15. На 9-м часе: Тит., 302 зач., II, 11-14; III, 4-7. Мф., 6 зач., III, 13-17. Лит. - 1 Кор., 143 зач., IХ, 19-27. Лк., 9 зач., III, 1-18. На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полу), Х, 1-4. Мк., 2 зач., І, 9-11.

Тропари и кондаки дня:   [скрыть]

Навечерие Богоявления. Тропарь, глас 4.

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяхуся воды сюду и сюду / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.

Богослужебные указания:   [скрыть]

Четверг. На́вечерие Просвещения (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления. Мчч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и Фео́ны волхва. Прп. Синклитики́и Александрийской.
Служба мч. Феопемпта, мч. Феоны волхва и прп. Синклитикии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления.
На вечерне кафизма 12-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й — 3, и преподобной, глас 1-й — 3. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 6-й: «Готовися, Иордане реко́...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас тот же: «Да возрадуется пустыня...».
По Трисвятом — тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).
На малом повечерии поем полный канон предпразднства, глас 6-й (ирмосы по дважды, тропари на 6). Катавасия после каждой песни канона.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й.
Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобной на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи (преподобной).
По 3-й песни — кондак предпразднства, глас 2-й; седален мучеников, глас 1-й, седален преподобной, глас 5-й. «Слава, и ныне» — седален предпразднства, глас 1-й.
По 6-й песни — кондак и икос предпразднства, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава, и ныне» — ин светилен предпразднства.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й — 4. «Слава» — предпразднства, глас тот же: «С тре́петом служа́...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Воспои́м, лю́дие...».
«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 8-й: «Иоанне Крестителю...».
По Трисвятом — тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды). Сугубая ектения и отпуст.
1-й час к утрене не присоединяется.
Отдельно от утрени (по Уставу, во 2-м часу, т. е., по нашему счету времени, в 8 утра) совершается последование часов навечерия (1-го, 3-го, 6-го и 9-го) с присоединением к ним чина изобразительных и вечерни с Литургией святого Василия Великого.
Царские часы1 совершаются при открытых царских вратах. Священник в епитрахили, фелони и поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш...». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и псалмы 1-го часа (5-й, 22-й и 26-й). С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, народ и весь храм. По окончании 26-го псалма чтец произносит: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» — хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...», «И ныне» — чтец: Богородичен: «Что Тя наречем, о Благодатная...».
После Богородична часа певцы поют (обычно стихирным напевом) особые тропари праздника со стихами: 1-й лик — тропарь, глас 8-й: «Днесь вод освящается естество...», 2-й лик — тот же тропарь. Чтец — стих, глас тот же: «Сего ради помяну́х Тя...», 1-й лик — тропарь, глас тот же: «Яко Человек на реку́ пришел еси...». Чтец — стих: «Ви́деша Тя воды, Боже...», 2-й лик — тот же тропарь. 1-й лик — «Слава» — тропарь, глас тот же: «Ко гласу вопиющаго...», 2-й лик — «И ныне» — тот же тропарь.
По исполнении тропарей диакон произносит: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 4-й: «И возгреме́ с Небесе́ Господь...»; стих: «Возлюблю Тя, Господи...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 35). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Деяний святых апостол чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Деян., зач. 33). Обычно после чтения Апостола иерей вполголоса произносит: «Мир ти», на что чтец также вполголоса отвечает: «И духови твоему». «Аллилуия» после Апостола не положено, но сразу диакон возглашает: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 5). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец — тропари: «Стопы моя направи...» и «Да исполнятся уста моя...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струя́х днесь Иорданских...». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны и благослови ны...». Чтец: «Аминь». Иерей: «Христе, Свете истинный...».
Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды), и начинает 3-й час. Во время чтения псалмов 3-го часа (28-го, 41-го и 50-го) иерей с диаконом (по Типикону — диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас и молящихся. По окончании 50-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» — хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвраща́шеся иногда Иордан...», чтец: «И ныне» — Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза́ истинная...».
Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик — тропарь, глас 8-й: «Предтечи, и Крестителя, и пророка...», 2-й лик — тот же тропарь. Чтец — стих, глас 4-й: «Сего ради помяну́х Тя...», 1-й лик — тропарь, глас тот же: «Троица, Бог наш...». Чтец — стих: «Ви́деша Тя воды, Боже...», 2-й лик — тот же тропарь. 1-й лик — «Слава» — тропарь, глас 5-й: «Гряды́й с плотию...», 2-й лик — «И ныне» — тот же тропарь.
По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 6-й: «Видеша Тя воды, Боже...»; стих: «Гласом моим ко Господу воззвах...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 1). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Деяний святых апостол чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Деян., зач. 42). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Марка святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мк., зач. 1). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец — тропарь: «Господь Бог благословен...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струя́х днесь Иорданских...». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Чтец — «Аминь» и молитву: «Владыко Боже, Отче Вседержителю...».
Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды), и начинает 6-й час. Во время чтения псалмов 6-го часа (73-го, 76-го и 90-го) иерей с диаконом (по Типикону — диакон) совершают малое каждение храма, как на 3-м часе. По окончании 90-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» — хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвраща́шеся иногда Иордан...», «И ныне» — чтец: Богородичен: «Яко не и́мамы дерзновения...».
Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик — тропарь, глас 8-й: «Тако глаголет Господь...», 2-й лик — тот же тропарь. Чтец — стих, глас 6-й: «Сего ради помяну́х Тя...», 1-й лик — тропарь, глас тот же: «Днесь псаломское пророчество...». Чтец — стих: «Видеша Тя воды, Боже...», 2-й лик — тот же тропарь. 1-й лик — «Слава» — тропарь, глас 5-й: «Что возвращаеши...», 2-й лик — «И ныне» — тот же тропарь.
По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 4-й: «В мори путие́ Твои...»; стих: «Глас грома Твоего...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 12). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Ри́мляном послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Рим., зач. 91). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Марка святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мк., зач. 2). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец — тропарь: «Скоро да предварят...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струя́х днесь Иорданских...». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Чтец — «Аминь» и молитву: «Боже и Господи Сил...».
Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды), и начинает 9-й час. Во время чтения псалмов 9-го часа (92-го, 113-го и 85-го) иерей с диаконом совершают каждение всего храма, как на 1-м часе. По окончании 85-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» — хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...», «И ныне» — чтец: Богородичен: «Иже нас ради рожде́йся...».
Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик — тропарь, глас 7-й: «Ужас бе видети...», 2-й лик — тот же тропарь. Чтец — стих, глас 2-й: «Сего ради помяну́х Тя...», 1-й лик — тропарь, глас тот же: «Егда́ к себе грядуща...». Чтец — стих: «Ви́деша Тя воды, Боже...», 2-й лик — тот же тропарь.
Канонарх (по Типикону — диакон) читает громко вслух стихиру, глас 5-й: «Ру́ку твою прикоснувшуюся...» (три поклона). По окончании стихиры иерей или диакон возглашает многолетие. 1-е прошение: «Великому Господину...», 2-е прошение: «Всем православным христианом...». На каждое прошение хор поет: «Многая лета» (трижды). Если служба совершается в монастыре, то к двум указанным прошениям прибавляется третье: «Спаси, Христе Боже, преподобнаго отца нашего игумена...», в этом случае хор начинает петь со слов «Спаси, Христе Боже...», поется это песнопение также трижды.
Примечание. «Ведомо же буди, яко сие многолетно поздравление в соборных це́рквах при архиереех и и́нде, где прилично, творится в на́вечерии по отпусте святыя Литургии или по вечерни, егда бывает на́вечерие в субботу и неделю; в обителех же во всех ти́пиках чин положе́н сему быва́ти на часех в сем месте» (см. 5 января, Минея-Январь, ч. 1).
По окончании многолетия оба хора на «Слава, и ныне» поют стихиру, глас 5-й: «Ру́ку Твою прикоснувшуюся...». Диакон: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 3-й: «Господь — Просвещение мое...»; стих: «Господь — Защи́титель живота моего...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 49). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Титу послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Тит., зач. 302). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 6). Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». По прочтении Евангелия иерей в предшествии диакона вносит Евангелие в алтарь, предварительно осенив им народ крестообразно с амвона, согласно церковному обычаю. Диакон затворяет царские врата, завеса же остается открытой до отпуста изобразительных (в некоторых храмах завеса закрывается и вновь отверзается с началом изобразительных). Чтец — тропарь: «Не предаждь нас до конца...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струя́х днесь Иорданских...». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, уще́дри ны и благослови ны...». Чтец — «Аминь» и молитву: «Владыко Господи, Иисусе Христе...».
По заключительной молитве 9-го часа начинается чтение изобразительных2: «Благослови, душе́ моя, Господа...», «Слава» — «Хвали, душе моя, Господа...», «И ныне» — «Единородный Сыне...», «Во Царствии Твоем...»3, «Слава, и ныне» — «Помяни нас, Господи...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик Небесный...», «Приступи́те к Нему...», «Лик Небесный...», «Слава» — «Лик святых ангел...», «И ныне» — «Ослаби, остави...»4, «Отче наш», возглас: «Яко Твое есть Царство...». Хор или чтец: кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струя́х днесь Иорданских...», «Господи, помилуй» (40 раз), молитва «Всесвятая Троице...»5. Диакон: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...», кончая словами «и Матерь Бога нашего». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит отпуст (на амвоне, при затворенных царских вратах).
По установившейся церковной практике, сразу после отпуста изобразительных совершается Литургия свт. Василия Великого, которая начинается великой вечерней. Между тем, Устав специально оговаривает время начала богослужения «при часе 5-м дне», т. е. по-нашему — в 11-м утра (см. Типикон, 6 января). Таким образом, по мысли Типикона, вечерня с Литургией Василия Великого совершается отдельно от последования часов навечерия для того, чтобы обеспечить ей более торжественное служение. Бывает звон в кампан и во вся.
Перед началом Литургии иерей с диаконом молятся в алтаре перед престолом: «Царю Небесный...», «Слава в вышних Богу...» и т. д. Затем диакон, выйдя на амвон, произносит: «Благослови, владыко». Иерей — возглас: «Благословено Царство...». Хор: «Аминь». Предстоятель (по сложившейся практике — чтец): «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» и 103-й псалом (священник читает светильничные молитвы на амвоне)6. Великая ектения7. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й — 8 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же: «Приклонил еси главу...» (во время пения стихир священник заканчивает проскомидию).
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 6-й: «Помощь моя от Господа...», и чтение 13 паримий.
После 3-й паримии отверзаются царские врата. Чтец возглашает: «Глас пятый», и сам поет тропарь: «Явился еси в мире...». По Уставу, как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. Поэтому исполнение этих тропарей со стихами совершается в следующем порядке:
Чтец возглашает тропарь: «Явился еси в мире, Иже мир сотвори́вый, да просвети́ши во тьме седя́щия», и сам поет: «Человеколюбче, слава Тебе».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Боже, уще́дри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Познати на земли́ путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Да просвети́ши во тьме седя́щия».
Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Да испове́дятся Тебе людие, Боже, да испове́дятся Тебе людие вси. Да возвеселятся и возрадуются язы́цы, яко су́диши людем правото́ю и язы́ки на земли́ наставиши. Да просвети́ши во тьме седя́щия».
Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Да испове́дятся Тебе людие, Боже, да испове́дятся Тебе людие вси. Земля даде́ плод свой. Благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли́. Да просвети́ши во тьме седя́щия».
Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Слава» — «Да просвети́ши во тьме седя́щия».
Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «И ныне» — «Да просвети́ши во тьме седя́щия».
Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просвети́ши во тьме седя́щия», и сам поет: «Человеколюбче, слава Тебе».
Затворяются царские врата. Так же исполняется тропарь по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «То́кмо на седя́щия во тьме. Слава Тебе».
По окончании паримий отверзаются царские врата. Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш...»8. Поется Трисвятое. По Трисвятом тотчас диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 3-й: «Господь — Просвещение мое...».
Апостол — 1 Кор., зач. 143.
Аллилуиарий, глас 6-й: «Отры́гну сердце мое...».
Евангелие — Лк., зач. 9.
По Уставу, на Литургии после Евангелия царские врата затворяются. Сугубая ектения: «Рцем вси...» и далее по чину Литургия свт. Василия Великого.
Вместо «Достойно» — «О Тебе радуется...».
Причастен «Хвали́те Го́спода с Небес...».
По заамвонной молитве тотчас поются (обычно стихирным напевом) тропари, глас 8-й: «Глас Господень...», и прочие по ряду. В это время священнослужители исходят царскими вратами «на источники» или к сосуду с водой, установленному в притворе либо во дворе храма. Предстоятель (в предшествии свещеносца и диакона с кадилом и свечой) износит на главе с возду́хом Святой Крест и полагает его на украшенном аналое около воды. Затем раздает свечи сослужа́щим и совершает обычное каждение окрест воды, кадит иконы и предстоящих.
По окончании тропарей диакон: «Премудрость», читаются три паримии, Апостол и Евангелие, произносится великая ектения с каждением и особыми прошениями, во время которой иерей читает тайную молитву. Если освящение воды совершается одним иереем (без диакона), он должен прочитать тайную молитву во время паримий.
По окончании ектении возгласа не положено, но непосредственно после того, как певцы пропоют заключительное: «Тебе, Господи...», иерей возглашает: «Ве́лий еси, Господи...» (трижды) и читает молитву на освящение воды. При троекратном произнесении слов «Ты убо, Человеколюбче Царю...» священник каждый раз благословляет воду рукой9, не погружая руку в воду. После молитвы с преклонением главы и возгласа иерей крестообразно благословляет воду Честны́м Крестом, погружая его «право» (то есть прямо), взяв Крест перстами обеих рук за концы перекладины, в вертикальном положении низводит в воду и крестообразно возводит. При этом иерей поет тропарь, глас 1-й: «Во Иордане креща́ющуся Тебе, Господи...». Тропарь поется трижды, и совершаются три погружения Святого Креста в воду. По общепринятой практике, священнослужители поют только начало тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи», со слов же: «Тро́ическое яви́ся поклонение...» продолжают певцы. После этого предстоятель, держа Крест в левой руке, кропит крестообразно на четыре стороны (восток, запад, юг и север).
Затем молящимся, по Уставу, полагается, подходя к настоятелю, прикладываться ко Кресту и принимать окропление святой водой. На практике это удобнее делать после отпуста. Поэтому сразу после кропления на четыре стороны при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспои́м, вернии...» священнослужители входят в алтарь. По окончании стихиры — «Буди имя Господне...» (трижды), псалом 33-й и окончание Литургии по обычаю. Отпуст краткий праздничный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
По отпусте посреди церкви поставляется светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» — кондак праздника. (Величание не поется.) Затем поются многолетны, и во время целования Креста все окропляются святой водой.
Примечание. «Изве́стно же бу́ди все́м о святе́й воде́, я́ко не́цыи су́ть отлуча́юще себе́ от святы́я воды́ вкуше́ния ра́ди, не до́бре творя́т: и́бо благода́ти ра́ди Бо́жия дана́ бы́сть на освяще́ние ми́ру и все́й тва́ри. Те́мже во вся́ких ме́стех, и ска́редных, и всю́ду кропи́тся, я́же и под нога́ми на́шими су́ть: и где́ е́сть си́х ра́зум, е́же не пи́ти сея́? но да уве́си, я́ко не вкуше́ния ра́ди я́стия нечистота́ в на́с е́сть, но от скве́рных де́л на́ших, очище́ни же от си́х, пие́м без сомне́ния сию́ святу́ю во́ду... Сего́ ра́ди и в полу́нощи на пра́здник се́й, вси́ поче́рпше в до́мы во́ду отно́сят и соблюдают, и ле́то соверше́нно храня́т, поне́же дне́сь освяща́ются во́ды; и зна́мение быва́ет я́вственное, не растлева́ющуся во́д о́ных естеству́ долгото́ю вре́мене, но ле́то соверше́нно, и два́ и три́, мно́жицею, дне́сь че́рпаемая вода́ цела́ и нова́ пребыва́ет, и по толи́цем вре́мени, ны́не от исто́чника взя́той воде́ сравня́ется» (Типикон, 6 января, 1-е «зри»).
На трапе́зе пост10.

1 Название «царские» эти часы получили только на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Между тем в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими».
2 Последование изобразительных, отмечающее своими молитвословиями место Литургии в суточном богослужении, в книгах называется еще «обедницей».
По церковному обычаю, во время чтения изобразительных иерей с диаконом на амвоне читают молитвы перед совершением Литургии, испрашивают прощение друг у друга, у народа и затем облачаются во все священные одежды в алтаре. Начинается проскомидия. Впрочем, если священник служит один, то входные молитвы и проскомидию он может совершить и перед царскими часами.
3 Пение на блаженнах чина изобразительных тропарей из рядовых песней праздничного канона, а также чтение Апостола и Евангелия после них не полагается (см.: Минея-Январь, ч. 1, с. 210).
4 Поскольку в этот день Литургия служится вместе с вечерней, то на изобразительных не читается Символ веры (см.: Минея-Январь, ч. 1, с. 211).
5 Поскольку в этот день Литургия служится вместе с вечерней, то на изобразительных не читается псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время...» (см.: Минея-Январь, ч. 1, с. 212—213).
6 Если служит архиерей, то после отпуста изобразительных все духовенство выходит боковыми вратами на середину храма, а архиерей — через открытые царские, которые по выходе закрываются. Затем совершаются обычные молитвы перед началом Литургии («Царю Небесный...», «Слава в вышних Богу...» и т. д.), старший священнослужитель и диакон, взяв благословение, идут в алтарь. Открываются царские врата; священник — в алтаре, а диакон на амвоне, близ образа Спасителя, оба кланяются престолу, затем архиерею. Диакон, встав посредине амвона лицом к престолу, возглашает: «Благослови, Владыко», священник, взяв Евангелие, начертывает им Крест над антиминсом и возглашает: «Благословено Царство...», после чего оба творят поклон пред престолом и архиерею; царские врата закрываются. Хор: «Аминь», и обычное начало.
7 Если служит архиерей, то после возгласа священники уходят в алтарь.
8 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечернею. По мнению прот. К. Никольского, в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя...». См. его «Пособие к изучению Устава богослужения...», с. 388. Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя...» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней.
Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей — возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже...». См. Определение Священного Синода о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя...», заседание 17 июля 1997 г.
9 «И сие́ у́бо свяще́нник глаго́ля три́жды, и во́ду руко́ю благословля́ет на ки́йждо стих» (Минея-Январь. Ч. 1. С. 230). В архиерейском Чиновнике начало этого стиха имеет другую редакцию: «Сам у́бо, Человеколю́бче Царю́...» (Чино́вник архиерейского священнослужения. Кн. 2. С. 54).
10 «И вхо́дим в трапе́зу, и яди́м с древянома́слием, испива́ем же и вина́. Сы́ра же, и подобных ему́, и рыб ника́коже де́рзнем я́сти, возбранено́ бо есть Боже́ственными пра́вилы. Си́це быва́ет слу́жба по́стну дню су́щу, в на́вечерии Просвеще́ния» (Типикон, 6 января). В Крещенский сочельник церковные правила предписывают наиболее строгое пощение, напоминая древний обычай оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения. В Русской Церкви издавна существует благочестивый обычай поститься до позднего вечера — до появления первой звезды.

Перейти на этот же день в Месяцеслов
Английская версия календаря (English version)
Календарь въ «Царской» орѳографiи

Установить Календарь на Ваш сайт
Православный Месяцеслов в виде rss-канала
Виджет для Яndex.ru



Выбор  

«««  Январь 2007  »»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Назначить дату:


Наши партнеры:
Древний вестготский (испано-мосарабский) календарь
www.Toletanus.ru

Контекстные теги: Православный календарь 2024, церковный календарь, православные праздники, церковные праздники, двунадесятые праздники 2024, посты, месяцеслов, богослужение, богослужебные указания 2024, тропари, кондаки

Реклама:

Спонсоры:

Яндекс.Метрика

Православный Месяцеслов Online, вер. 3.99g.
Разработка и Copyright © 1998-2002, 2003-2018, E.C. Labs.,
Православное Литургическое Содружество

При использовании материалов Месяцеслова ссылка на сайт обязательна.

Спонсоры: