Главная День Год Составить Пасхалия Месяцеслов Поиск Настройки Справка In english
Православный календарь -» Календарь на один день

Сегодня Завтра Предыдущий день Следующий день

Четверг, 15 Января 2009 года (2 Января 2009 по ст.ст.)
Седмица 31-я по Пятидесятнице, Глас пятый


Святки, поста нет. Предпразднство Богоявления. Свт. Сильвестра, папы Римского (335). + Преставление прп. Серафима, Саровского чудотворца (1833). Прп. Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII). Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). Сщмч. Феогена, еп. Парийского (ок. 320). Второе обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1991). Прп. Феопемта. Св. Феодоры, матери бессребр. Космы и Дамиана. Прп. Марка, глухонемого. Мч. Сергия в Кесарии Каппадокийской. Мч. Феоктиста. Свт. Космы, архиеп. Константинопольского. Прп. Амуна Тавенниского. Новомч. Зарсиса (Греч.).

Пожалуйста, поддержите наш проект!


Утр. - Мф., 16 зач., VI, 1-13. Лит. - Евр., 317 зач., VII, 18-25. Мк., 46 зач., X, 23-32. Прав. (под зачало): Евр., 311 зач., IV, 14 - V, 6. Мф., 11 зач., V, 14-19. Сщмч.: Евр., 311 зач., IV, 14 - V, 6. Мк., 41 зач., IX, 33-41.

Тропари и кондаки дня:   [скрыть]

Предпразднство Богоявления. Тропарь, глас 4.

Готовися, Завулоне, / и красуйся, Неффалиме, / Иордане реко, стани, / подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. / Веселися, Адаме с праматерию, / не крыита себе, якоже в рай прежде, / ибо, наги видев вы, явися, / да облечет в первую одежду: / Христос явися, всю тварь хотя обновити.

Прп. Серафима Саровского. Тропарь, глас 4.

От юности Христа возлюбил еси, преподобне, / и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси, / в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси, / умиленным сердцем любовь Христову стяжав, / Небесным Серафимом в песнословии споборниче, / в любви притекающим к тебе Христу подражателю, / темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси, / сего ради вопием ти: / спасай нас молитвами твоими, радосте наша, / теплый пред Богом заступниче, / Серафиме блаженне.

Богослужебные указания:   [скрыть]

Четверг. Предпразднство Богоявления. Прп. Серафима Саровского.
Свт. Сильвестра, папы Римского. Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской.
Приводим порядок совершения полиелейной или бденной службы прп. Серафима Саровского в соединении со службой предпразднства Богоявления. Служба свт. Сильвестра, папы Римского, поется на повечерии[22].
На великой вечерне[23] «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: предпразднства, глас 4-й – 3 (см. в службе свт. Сильвестра), и преподобного, глас 1-й – 5 (на ряду 6 стихир, одна из них опускается). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Приидите, верных собори…», «И ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Грядет ко Иордану Христос…» (см. в службе свт. Сильвестра).
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.
На стиховне[24] стихиры предпразднства, глас 1-й, глас 2-й и глас 3-й (см. в службе свт. Сильвестра, со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче Серафиме…», «И ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Приидите, вси вернии…»  (см. в службе свт. Сильвестра).
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же (см. в службе свт. Сильвестра).
После пения тропарей на великой вечерне отверзаются царские врата[26].
На малом повечерии поем[27] праздничный трипеснец, глас 2-й, на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6), и затем ирмос оба лика вкупе.
Примечание. Если у трипеснца два ирмоса, то ирмос 1-го канона поется дважды, тропари же обоих канонов на 6, и затем ирмос 2-го канона оба лика вместе.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же.
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 1-й (см. в службе свт. Сильвестра).
По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 4-й (см. в службе свт. Сильвестра)[28].
Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства (по выбору, см. в службе свт. Сильвестра по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его». Евангелие – Мф., зач. 43. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Серафима…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Днесь, вернии…».
Каноны: предпразднства (см. в службе свт. Сильвестра), глас 2-й: «Непроходимое волнящееся море…», со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного (два канона – глас 6-й и глас 8-й) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника Богоявления: «Глубины открыл есть дно…».
По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й (см. в службе свт. Сильвестра); седален преподобного, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8-й: «Невидимый Боже…» (см. в службе свт. Сильвестра).
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется.
Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия.
Светилен предпразднства (см. в службе свт. Сильвестра). «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – ин светилен предпразднства (см. в службе свт. Сильвестра).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: предпразднства, глас 6-й – 4 (см. на хвалитех, в службе свт. Сильвестра), и преподобного, глас 8-й – 4 (со своими припевами, припевы см. на стиховне вечера: «Честна пред Господем...», «Блажен муж, бояйся Господа...»; первая стихира – дважды)[29]. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Приидите, иноков…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Вся земля…» (см. на хвалитех, в службе свт. Сильвестра).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же (см. в службе свт. Сильвестра).
На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки чередуются: на 1-м и 6-м часах – предпразднства, на 3-м и 9-м часах – преподобного.
На Литургии свт. Иоанна Златоуста – блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4.
На входе – «…во святых Дивен сый…».
По входе – тропари и кондаки:
А. В храме[30] Господском – тропарь предпразднства, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.
Примечание. В период предпразднства и попразднства Крещения дневные тропари не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.
В предпразднства и попразднства Господских праздников, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, в великие и средние Господские праздники тропарь и кондак Господского храма не поются.
Б. В храме Богородицы устав может быть двояким:
I. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.
II. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак предпразднства. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.
Примечание. В предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников, в Богородичные великие, полиелейные и славословные праздники тропарь и кондак храма Богородицы не поются. Кондак храма Богородицы не поется и во всю Пятидесятницу.
В. В храме святого (если служился полиелей) – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.
Примечание. Если совершалось всенощное бдение, то тропарь и кондак храмового святого не поются.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.
Апостол и Евангелие – дня[31] и преподобного.
Поется «Достойно есть...».
[22] О порядке пения служб на повечерии см. 25 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
[23] Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.
[24] Если в честь прп. Серафима Саровского совершается всенощное бдение:
На литии – стихира храма и стихиры преподобного. «Слава» – преподобного, «И ныне» – предпразднства.
На стиховне – стихиры предпразднства. «Слава» – преподобного, «И ныне» – предпразднства.
По Трисвятом – тропарь преподобного (дважды) и предпразднства (единожды). (Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра, и 11 января, служба прп. Феодосия).
[26] Такое окончание положено на великой вечерне, которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом.
[27] Если на повечерие переносится служба Минеи, канон святого Минеи поется без ирмосов, в песнях с трипеснцами трипеснцы предваряют.
[28] Так как в службе предпразднства содержатся четыре седальна по кафизмах, то возможен следующий порядок: по 1-м стихословии – 1-й седален предпразднства, «Слава» – преподобного, «И ныне» – 2-й седален предпразднства; по 2-м стихословии – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 3-й седален предпразднства; по полиелее – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 4-й седален предпразднства.
[29] По Минее, на хвалитех стихиры поются на 6: предпразднства – 3 и преподобного – 3, но это указание неточно. Типикон в аналогичной службе 21 декабря (свт. Петра) назначает не шесть, а восемь стихир: предпразднства хвалитные – 4, и святого – 4 (первая стихира – дважды). Петь стихиры следует согласно указанию главы Типикона 21 декабря (то есть на 8), поскольку в службе свт. Петра учитываются особенности богослужения предпразднства Рождества Христова (аналогичные предпразднству Богоявления), которые отсутствуют в периоды предпразднств и попразднств прочих двунадесятых праздников: в частности, в предпразднства Рождества и Богоявления, помимо трех обычных утренних стихир на стиховне, в рядовой службе приводятся еще четыре хвалитные стихиры предпразднства.
[30] Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда именуется тот придел, где совершается Литургия.
[31] Апостольские чтения в седмицу 31-ю по Пятидесятнице (с 30 декабря 2008 года по 4 января 2009 года) – рядовые 31-й седмицы, а евангельские чтения – 33-й седмицы по причине Воздвиженской преступки 2008 года.

Перейти на этот же день в Месяцеслов
Английская версия календаря (English version)
Календарь въ «Царской» орѳографiи

Установить Календарь на Ваш сайт
Православный Месяцеслов в виде rss-канала
Виджет для Яndex.ru



Выбор  

«««  Январь 2009  »»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Назначить дату:


Наши партнеры:
Древний вестготский (испано-мосарабский) календарь
www.Toletanus.ru

Контекстные теги: Православный календарь 2024, церковный календарь, православные праздники, церковные праздники, двунадесятые праздники 2024, посты, месяцеслов, богослужение, богослужебные указания 2024, тропари, кондаки

Реклама:

Спонсоры:

Яндекс.Метрика

Православный Месяцеслов Online, вер. 3.99g.
Разработка и Copyright © 1998-2002, 2003-2018, E.C. Labs.,
Православное Литургическое Содружество

При использовании материалов Месяцеслова ссылка на сайт обязательна.

Спонсоры: