Главная День Год Составить Пасхалия Месяцеслов Поиск Настройки Справка In english
Православный календарь -» Календарь на один день

Сегодня Завтра Предыдущий день Следующий день

Воскресенье, 11 Марта 2007 года (26 Февраля 2007 по ст.ст.)
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная, Глас шестый


Великий пост. Свт. Порфирия, архиеп. Газского (420). Прп. Севастиана Пошехонского (ок. 1500). Мч. Севастиана (ок. 66). Новомч. Иоанна Калфы (1575) (Греч.). Мцц. Фотины Самаряныни и сестер ея Анатолии, Фоты, Фотисы, Параскевы и Кириакии; сыновей ея мчч. Фотина и Иосии; мчч. Севастиана Дуки, Виктора и Христодула (Греч.). Мч. Феоклета, иже с мц. Фотиной пострадавшего (Греч.).

Пожалуйста, поддержите наш проект!


На 6-м часе: Зах., VIII, 7-17. На веч.: Зах., VIII, 19-23.

Тропари и кондаки дня:   [скрыть]

Кресту Господню. Тропарь, глас 1.

Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы православным императором / на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4.

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству,/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,/ непобедимую победу.

Тропарь воскресный, глас 6.

Ангельския силы на гробе Твоем / и стрегущии омертвеша, / и стояше Мария во гробе, / ищущи Пречистаго Тела Твоего. / Пленил еси ад, не искусйвся от него; / сретил есй Деву, даруяй живот. / Воскресый из мертвых. Господи, слава Тебе.

Богородичен, глас тойже.

Благословенную нарекий Твою Матерь,/ пришел еси на страсть вольным хотением,/ возсияв на Кресте, взыскати хотя Адама,/ глаголя Ангелом:/ срадуйтеся Мне, яко обретеся погибшая драхма./ Вся мудре устроивый, Боже наш, слава Тебе.

Кондак, глас тойже.

Живоначальною дланию/ умершия от мрачных удолий/ Жизнодавец воскресив всех Христос Бог,/ воскресение подаде человеческому роду:/ есть бо всех Спаситель,/ воскресение и живот, и Бог всех.

Свт. Порфирия, архиеп. Газского. Тропарь, глас 4.

Труды и болезни твоя, яже по благочестию, / кто исповесть, отче? / день бо и ночь не престал еси трудяся, / дондеже от нечестия Газу очистив, благочестие насадил еси, / тем яко всегда еси предстатель о стаде твоем, / тако, святе Порфирие, / моли Христа Бога да спасет души наша.

Богослужебные указания:   [скрыть]

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 6-й.
Свт. Порфирия Газского.
Богослужение совершается по Октоиху и Триоди.
Служба свт. Порфирия Газского переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 25 февраля).
После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей совершает перенос Креста на престол, как указано накануне Крестовоздвижения (см. 14 сентября).
На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й — 6, Триоди, глас 5-й — 4. «Слава» — Триоди, глас 3-й: «Христе́ Боже наш...», «И ныне» — догматик, глас 6-й: «Кто Тебе́ не ублажи́т...».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 5-й: «Зря́щи Тя тварь вся...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 4-й: «Пособи́вый, Господи, кроткому Давиду...».
По Трисвятом — «Богородице Дево...» (дважды), и тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» — тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу веща́вшу...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные1.
Непорочны (на практике, заменяются на полиелей, который совершается в алтаре, при этом величание не поется). «Ангельский собор». Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное — 6-е (читается в алтаре). «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези́...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...» и стихира Триоди, глас тот же: «Множества соде́янных...». (Помазание елеем совершается после выноса Креста.)
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2 и Триоди на 8.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Боже́ственнейший прообрази́...».
По 3-й песни — седален Триоди, глас 6-й: «Крест Твой, Господи...», стих: «Возноси́те Господа Бога нашего...» — ин седален Триоди, глас тот же: «Днесь пророческое...». «Слава» — ин седален Триоди, глас тот же: «Токмо водрузи́ся древо...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице Дево...».
По 6-й песни — кондак Креста, глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное оружие...». Икос, глас тот же: «Три кресты́ водрузи́...».
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й. «Слава» — светилен Креста: «Крест Христов Честны́й...», «И ныне» — Богородичен Триоди: «Древу, на немже Всечистая...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 6-й — 4, и Триоди, глас 4-й — 4 (со своими стихами и с повторением первой стихиры), стих: «Воскресни́, Господи Боже мой...», и самогласен Триоди, глас 8-й: «Высокомудраго разума...». «Слава» — тот же самогласен Триоди, «И ныне» — «Преблагословенна еси...». Отверзаются царские врата.
Великое славословие поется тихогласно. (Воскресный тропарь по славословии не поется.) До пения славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв2). После возгласа «Слава Тебе, показа́вшему нам свет», приняв кадильницу, предстоятель кадит престол и лежащий на нем Крест три раза о́крест. Затем на блюде, покрытом возду́хом, поднимает Крест на свою главу3; при пении последнего Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых царских врат4. По окончании Трисвятого иерей возглашает: «Премудрость, про́сти»5. Клир поет тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (трижды). Иерей подходит к приготовленному и поставленному напротив царских врат (ниже амвона) аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: «Кресту Твоему покланя́емся, Владыко...». Это песнопение трижды повторяют певцы, и совершается целование Креста6. При этом поются особые стихиры Триоди на поклонение Кресту, глас 2-й: «Прииди́те, вернии...» и др. Обычные ектении и отпуст: «Воскресы́й из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» — евангельская стихира 6-я.
На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь Креста. Кондак Креста.
Литургия свт. Василия Великого.
На проскомидии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.
Блаженны гласа — 6, и Креста, песнь 3-я (так по Триоди; по Типикону — 6-я) — 4.
По входе — тропарь воскресный, тропарь Креста. «Слава, и ныне» — кондак Креста.
Вместо Трисвятого — «Кресту Твоему...».
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен — Недели Крестопоклонной.
Вместо «Достойно» — «О Тебе радуется...».
Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой — «четвероножец» со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы. В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: «И по сконча́нии целова́ния Честна́го Креста́, поставля́ется анало́гий с Честны́м Кресто́м о десну́ю страну́ ца́рских двере́й, и та́мо стои́т, до́ндеже пра́здник отда́стся» (Типикон, 14 сентября).
В «Богослужебных указаниях на 1957 год» (с. 99) сказано, что это предписание Типикона «применить в данном случае нельзя, так как по Уставу на Крестопоклонной неделе, кроме воскресенья, положено еще 3 поклонения, чего в попразднство Воздвижения не бывает, и поклонение всякий раз совершается по чину Недели: «якоже и в Неделю по написанному образу» (Типикон, Неделя Крестопоклонная, вечера), то есть с каждением «от четырех стран». Последнее возможно только в том случае, если Крест будет оставаться на середине храма до пятницы».
Однако «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 79—81), а вслед за ними и «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541), полагают, что предписание Устава относительно места нахождения Креста в попразднство Воздвижения применимо и к Крестопоклонной седмице. Основываясь на древних Соборных чиновниках (Холмогорского, Новгородского и Московского Успенского соборов), «Богослужебные указания на 1958 год» и «Настольная книга священнослужителя» предлагают вариант, по которому Крест пребывает «о десную страну царских дверей» (как говорит Типикон 14 сентября), а «на поклонение в понедельник, среду и пяток святой Крест износится с этого места на середину священником».
Принимая во внимание аргументацию «Богослужебных указаний на 1957 год», а также сложность священнодействий, связанных с изнесением Креста для поклонения на середину (см. примечание 27 февраля), допустимо в тех храмах, где трудноисполнимы рекомендации «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний на 1958 год», оставлять Крест в течение всей 4-й седмицы (до пятницы) на середине храма и туда исходить священнику для совершения поклонения Честному Кресту.

1 По первом стихословии на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благослове́нную нареки́й...».
2 Молитвы на каждый элемент облачения иерей читает только перед совершением полной Литургии. В остальных случаях, когда Устав или богослужебная практика предусматривает облачение во все священнические одежды (Литургия Преждеосвященных Даров; изнесение Креста в Неделю Крестопоклонную, 1 августа и на Крестовоздвижение; вечерни Великой Пятницы и 1-го дня Пасхи, на утрене Великой Субботы и т. д.), иерей соответствующих молитв не произносит.
3 По установившейся практике, после троекратного каждения престола (с лежащим на нем Крестом), во время пения хором «Святый Боже...» в конце славословия, все духовенство в алтаре совершает три земных поклона, а потом уже настоятель возлагает Крест на свою главу.
4 В некоторых храмах есть обычай обносить Крест по периметру храма с пением погребального «Святый Боже...», но лучше в этом вопросе следовать Типикону.
5 Обычно во время возглашения «Премудрость, прости» служа́щий священник начертывает Крестом крестное зна́мение в царских вратах.
6 Обычно во время целования Креста совершается пома́зание освященным елеем.

Перейти на этот же день в Месяцеслов
Английская версия календаря (English version)
Календарь въ «Царской» орѳографiи

Установить Календарь на Ваш сайт
Православный Месяцеслов в виде rss-канала
Виджет для Яndex.ru



Выбор  

«««  Март 2007  »»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Назначить дату:


Наши партнеры:
Древний вестготский (испано-мосарабский) календарь
www.Toletanus.ru

Контекстные теги: Православный календарь 2022, церковный календарь, православные праздники, церковные праздники, двунадесятые праздники 2022, посты, месяцеслов, богослужение, богослужебные указания 2022, тропари, кондаки

Реклама:

Спонсоры:

Яндекс.Метрика

Православный Месяцеслов Online, вер. 3.99g.
Разработка и Copyright © 1998-2002, 2003-2018, E.C. Labs.,
Православное Литургическое Содружество

При использовании материалов Месяцеслова ссылка на сайт обязательна.

Спонсоры: