Главная День Год Составить Пасхалия Месяцеслов Поиск Настройки Справка In english
Православный календарь -» Календарь на один день

Сегодня Завтра Предыдущий день Следующий день

Вторник, 7 Апреля 2009 года (25 Марта 2009 по ст.ст.)
6-я седмица Великого поста (ваий), Глас первый


Великий пост. (+)Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925). Прп. Саввы Нового (1948). Иконы Благовещения Божией Матери (XVI). Мчч. Пелагия, Феодосия и Дулы, Никомидийских. Прп. Парфения Киевского (1855). Преставление прп. Иустина (Поповича) (Серб.).

Пожалуйста, поддержите наш проект!


На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 - XXVII, 9. На веч.: Быт. IX, 18 - X, 1. Притч. XII, 23 - XIII, 9.

Тропари и кондаки дня:   [скрыть]

Благовещение Пресвятой Богородицы. Тропарь, глас 4.

Днесь спасения нашего главизна, / и еже от века таинства явление, / Сын Божий, Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует, / тем же и мы с ним Богородице возопиим: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

Кондак, глас 8.

Взбранной воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице,/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Богослужебные указания:   [скрыть]

Вторник 6-й седмицы. Благовещение Пресвятой Богородицы.
Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (службу зри 26 сентября).
Всенощное бдение на праздник Благовещения состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 1-м нощи», т. е. по нашему счислению – около 7 часов вечера (см. Типикон, 25 марта). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся.
Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом, облачившись, творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…» (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.
На пение «С нами Бог...», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.
По 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й.
По 2-м Трисвятом – кондак праздника, глас 8-й.
По «Слава в вышних Богу…» – выход на литию.
На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава[69], и ныне» – праздника, глас 2-й: «Благовествует Гавриил…». Молитвы литии.
На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь радость…».
«Ныне отпущаеши...». Трисвятое. По «Отче наш...» (на благословении хлебов) – тропарь праздника, глас 4-й (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я.
По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 6-й: «Греховным недугом…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – ин седален Триоди, глас 5-й: «Вчера и днесь...» (см. по 3-м стихословии).
По 2-м стихословии – малая ектения. Седален праздника, глас 1-й: «Великий воевода…». «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 3-м стихословии – малая ектения. Седален праздника, глас 3-й: «Днесь вся тварь радуется…». «Слава, и ныне» – тот же седален.
Полиелей. Величание праздника: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален праздника, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего» (со стихом). Евангелие праздника – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 2-й: «Благовествует Гавриил…».
Каноны:
1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я ­песни – канон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Катавасия – праздника (ирмосы праздничного канона).
2-я песнь – трипеснцы Триоди на 8 (ирмос 1-го трипеснца – в начале; ирмос 2-го трипеснца – на катавасию). К тропарям трипеснцев припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; к Богородичну 1-го трипеснца – припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас...»; Троичен 2-го трипеснца – на «Славу», Богородичен – на «И ныне». (2-я библейская песнь не стихословится.)
8-я и 9-я песни – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы Триоди на 8. Катавасия – ирмосы 2-го трипеснца.
Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви».
Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216.
По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» – ин седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу»[70]. К тропарям трипеснцев припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; к Богородичнам трипеснцев – припев праздника: «Благовествуй, земле, радость велию...». В конце 9-й песни: ирмос 2-го трипеснца Триоди; припев праздника: «Благовествуй, земле, радость велию...» и ирмос канона праздника: «Яко одушевленному Божию кивоту...».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.
«Всякое дыхание…»[71] и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Еже от века таинство…».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й (с обычными будничными припевами; см. Часослов). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Да веселятся Небеса…».
«Благо есть…» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь праздника, глас 4-й (единожды). Ектения: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».
Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...» [или: «Утверди, Боже...»][72], после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).
Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.
Примечание. «Ектения и 3 великия поклоны, без отпуста утрени, и дается святый елей братии, поется же и стихира самогласна. И час 1-й с кафизмою» (Типикон, 25 марта).
На 1-м часе – кафизма 13-я. Тропарь и кондак праздника. После возгласа: «Боже, ущедри ны...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воеводе…». Отпуст великий, и многолетны.
Примечание. «В 3-й же час дне исходим со кресты с литиею вне монастыря, и возвращшеся входим в трапезу, и поем час 3-й и 6-й с кафизмами, без поклонов... На часех же в кампан не ударяем» (Типикон, 25 марта).
На 3-м часе[74].
На изобразительных «Во Царствии Твоем…» и прочее читается «скоро» (без пения и без поклонов). Конечные молитвословия изобразительных следующие[75]: «Ослаби, остави…»; по «Отче наш» – кондак праздника, глас 8-й; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…», возглас: «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами), молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.
Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста) совершается «без кафизмы, и без поклонов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство…», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся» (трижды)[76] и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 11: Триоди – 5: самогласен стихир на стиховне, глас 1-й: «В багряницу самодержства...»  (дважды), и подобны с «Господи, воззвах», глас 2-й и глас 3-й (мученичен стиховных стихир Триоди: «О добрыя купли...», опускается); праздника[77], глас 4-й – 3, и Архангела, глас 1-й – 3 (к 11-й стихире припев: «Творяй Ангелы Своя духи / и слуги Своя пламень огненный»). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Послан бысть…».
Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы.
Вход с Евангелием[80]. Поется Трисвятое, и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника.
Задостойник праздника – припев: «Благовествуй, земле…», и ирмос: «Яко одушевленному…».
Примечание. «На трапезе утешение братии велие: ядим рыбы, и пием вино, в кийлюбо день случится, единожды днем, кроме субботы и Недели» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33).
[69] Стихира праздника, глас 8-й: «Да веселятся Небеса...», на литии всенощного бдения не поется (см.: Типикон, 25 марта).
[70] По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.
[71] Пение «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами при чтении на утрени вседневного славословия является особенностью богослужения праздника Благовещения.
[72] Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой.
[74] По Уставу, часы совершаются «без поклонов». Отмена поклонов не распространяется на три поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина, поскольку совершение этих поклонов в праздник указано на 1-м часе и на изобразительных. «На конец коегождо часа по три поклоны великия» предписывает Типикон и при совпадении Благовещения с понедельником и вторником Страстной седмицы, богослужение которых совершается по образцу великопостных служб (см. 26 марта, 12-я и 13-я Маркова глава). По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина. Например, в день Благовещения вечером «повечерие поем малое в притворе поскору, без поклонов и канона, точию на “Слава в вышних...” 3 поклоны, и по Трисвятом 3 поклоны, и по “Честнейшую...” 3 великия поклоны с молитвою: “Господи и Владыко...” и прочия 12-ть, и на последнем Трисвятом 3 поклоны, и отпуст» (26 марта, 3-е «зри»). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св. Четыредесятницы: «поем полунощницу без поклонов; точию по “Честнейшую Херувим...” 3 поклоны великия, с молитвою “Господи и Владыко живота моего...”. Сие же бывает в 1-й день точию. В прочия же дни святаго и великаго поста поем полунощницу всю с поклоны» (Типикон, гл. 49).
[75] О чтении Символа веры на изобразительных Типикон умалчивает, однако старопечатные Уставы в последовании изобразительных в праздник Благовещения назначают на «И ныне» – «Верую во Единаго Бога...» (см.: Устав. М., 1610. Л. 631 об.; Устав. М., 1634. Л. 64; Устав. М., 1641. Л. 550 об.; ср. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 601).
[76] Если вечерня с Литургией свт. Иоанна Златоуста совершается в отдельном от часов и изобразительных богослужебном собрании, то после начального возгласа «Благословено Царство...» должно читаться обычное начало: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» и проч. (ср. с богослужением Великого Четвертка). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 509–510.
[77] См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 189.
[80] Возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя...». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя...» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже...». (См.: Определения Священного Синода <о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя...»>, заседание 17 июля 1997 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)

Перейти на этот же день в Месяцеслов
Английская версия календаря (English version)
Календарь въ «Царской» орѳографiи

Установить Календарь на Ваш сайт
Православный Месяцеслов в виде rss-канала
Виджет для Яndex.ru



Выбор  

«««  Апрель 2009  »»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Назначить дату:


Наши партнеры:
Древний вестготский (испано-мосарабский) календарь
www.Toletanus.ru

Контекстные теги: Православный календарь 2024, церковный календарь, православные праздники, церковные праздники, двунадесятые праздники 2024, посты, месяцеслов, богослужение, богослужебные указания 2024, тропари, кондаки

Реклама:

Спонсоры:

Яндекс.Метрика

Православный Месяцеслов Online, вер. 3.99g.
Разработка и Copyright © 1998-2002, 2003-2018, E.C. Labs.,
Православное Литургическое Содружество

При использовании материалов Месяцеслова ссылка на сайт обязательна.

Спонсоры: